Студопедия — Западноевропейский либерализм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Западноевропейский либерализм






Либерализм (лат. liberalis – свободный) органически связан с развитием капитализма в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и на разных этапах представлял собой идеологию, с помощью которой «третье сословие» (класс промышленников и торговцев) боролось против абсолютизма, феодальных по­рядков, сословных ограничений, произвола власти. Идеология либерализма была направлена на создание необходимых усло­вий для интенсивного развития капитализма, на защиту есте­ственных прав и свобод личности, обеспечение политической, религиозной терпимости.

Истоки этой идеологии восходят к Ренессансу, Реформа­ции. На её формирование оказали влияние идеи различных мыс­лителей: Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Т. Джефферсона и др. В XIX в. развитие социально-политичес­кой концепции либерализма было связано с именами француз­ского мыслителя Бенджамина Констана (1767-1830гг.) и британ­цев Иеремии Бентама (1748-1832 гг.) и Джона Стюарта Милля (1806-1873гг.), немцев Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835гг.) и Лоренца Штейна (1815-1890гг.) и др.

Либералы объясняли и оправдывали утверждение и разви­тие в странах Западной Европы капиталистических отношений, обосновывали буржуазные права и свободы, прежде всего сво­боду личности и промышленной конкуренции, неприкосновен­ность частной собственности. Если консерваторы рассматри­вали общество в качестве органического целого, то либералы видели в нем некое подобие механического агрегата, который можно изменять и совершенствовать сознательной деятельнос­тью людей.

В разное время идеологи либерализма в своих работах ак­центировали внимание на тех или иных его сторонах и особен­ностях.

В мировоззренческом аспекте выделялись и разрабатыва­лись такие черты либерализма, как свободомыслие, общечело­веческий и общегражданский характер социально-политичес­ких ценностей и норм, демократизм и гуманизм, неприятие кор­поративных и групповых подходов при решении сословных, классовых, национальных и других проблем.

В государственно-политической сфере либерализм, несмот­ря на имевшиеся различия в его трактовке отдельными автора­ми, также подразумевал ряд общих требований: верховенство закона, негативное отношение к разросшимся функциям госу­дарства, приверженность парламентскому строю и традицион­ным парламентским процедурам, необходимость разделения властей, политический плюрализм, первенствующее значение личности по отношению к любой социальной группе и обще­ству в целом, признание и соблюдение прав человека и гражда­нина, которые считались естественными и неотчуждаемыми. Констан, к примеру, естественный строй общественной жизни представлял в виде пирамиды, основанием которой служат пра­ва личности, а вершиной – функции государства, которые сводились исключительно к обеспечению индивидуальных прав и свобод человека. По Констану, государство создается для того, чтобы охранять личность и гарантировать ей максимальную свободу деятельности.

Большое внимание сторонники либерализма уделяли эко­номическим вопросам. Доминирующее место здесь занимали проблемы собственности, отмены регламентации и ограниче­ний со стороны государственной власти на развертывание час­тнособственнической деятельности. Теоретики либерализма считали, что без экономической свободы недостижима и поли­тическая свобода: обеспечение в обществе максимально благо­приятных условий для развития конкуренции, частной иници­ативы и предприимчивости есть необходимая предпосылка и для свободного политического волеизъявления.

Обсуждая проблемы свободы, либералы XIX в., как и про­светители XVIII в., имели в виду свободу абстрактного граж­данина, а не тех людей, которые реально жили в буржуазном обществе. Свобода рассматривается как равная свобода для всех, хотя в действительности имелись в виду добропорядоч­ные законопослушные граждане, т.е. буржуа. Равенство же трак­туется как равенство в свободе того же круга граждан.

Либералы подчеркивали необходимость защиты свободы не только от посягательств монархического государства. Не меньшую опасность для свободы они видели в революционных теориях народного суверенитета. Неограниченный народный суверенитет, писал Констан, опасен не менее, чем суверенитет абсолютного монарха, так как он открывает путь для деспотии большинства. Государственная власть должна быть всегда ог­раничена. Это достигается посредством разделения и равнове­сия властей, а также силой общественного мнения.

Что касается организации государственной власти, форм её устройства, то в этом вопросе либералы придерживались раз­ных мнений. Бентам осуждал монархию и наследственную ари­стократию, являлся сторонником республиканского устройства государства. Констан несомненное преимущество отдавал кон­ституционной монархии. В лице конституционного монарха общество обретает, полагал он, «нейтральную власть», незави­симую от трех «классических властей» – законодательной, ис­полнительной, судебной, а потому способную обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность. Милль был сторонником демократии, но демократии своеобразной – эли­тарной, основанной на всеобщем избирательном праве с опре­деленными ограничениями. Он полагал, что от выборов следу­ет устранять неграмотные, не платящие прямых налогов, наи­более бедные и зависимые слои населения. Зато «наиболее про­свещенные» могут обладать и несколькими голосами. По его мнению, обеспечить прогресс общества и личности способны только образованные, нравственно достойные и талантливые люди.

Гумбольдт, будучи сторонником правового государства, сформулировал идеал так называемого минимального государ­ства, выступая за резкое сужение его функций. Он подчерки­вал, что вмешательство государства во внутреннюю жизнь и дела граждан влечет за собой установление всеобщего едино­образия, которое в свою очередь подавляет личность. После­днее же ведет к упадку народных сил, люди становятся неспо­собными к самостоятельной деятельности, и «апатия охваты­вает целые народы». Характеризуя государство как зло, но зло необходимое, Гумбольдт призывал к самоограничению его пре­рогатив посредством права.

Такой же подход был присущ и его соотечественнику Штей­ну, с его проектом государства как надклассовой организации. Штейн полагал: коль скоро общество делится на классы, то государство, имеющее своей задачей «снятие», погашение про­тивоположных интересов социальных групп, должно носить надклассовый характер, быть выше эгоистических интересов отдельной части общества. Доминирование в обществе общих для всех интересов, по Штейну, может обеспечить только мо­нарх, ограниченный конституцией, поскольку неограниченная, абсолютная власть неизбежно будет зависеть от того или ино­го класса даже в республике. Если в республике имеется высо­кий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится ору­дием власти капиталистов; и, наоборот, наделение большин­ства политическими правами подчиняет республику рабочему классу.

Небезынтересно отметить, что позже некоторые идеи Штей­на использовал «железный канцлер» Бисмарк, чтобы предста­вить реакционно управляемую Германию как «социальную монархию», стоящую якобы выше классовых противоречий.

Если в трактовке форм государственного устройства у либералов имелись различия, то по поводу способов обществен­ных преобразований они были единодушны: признавая неиз­бежность социальных революций, все представители либера­лизма осуждали революцию как способ общественных преоб­разований. Основной путь развития общества, по их мнению, это социальная эволюция, постепенное реформирование раз­личных сторон общественной жизни.

Защищая политическую свободу личности, гласность, пар­ламентский строй, свободу предпринимательства, либерализм способствовал формированию общечеловеческих ценностей, которые во многом определили облик современной цивилиза­ции.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия