ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ФРАНКО ФЕРРАРОТТИФранко Ферраротти является одним из известнейших современных итальянских социологов. Его научные интересы распространяются на фундаментальные проблемы социологической теории, методологии, истории социологии и теории общества. Подход Ф. Ферраротти к современному информационному обществу определяется его критикой культуры, осуществляемой в русле социальной философии франкфуртской школы. Его теория информационного общества состоит из двух частей: 1) теоретического описания наличного социального состояния 2) из проективных моделей общества, возникновение которых возможно при условии возобладания какой-либо из наличных тенденций развития. В соответствии с традицией веберовской методологий Ф. Ферраротти рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Это верно как для отдельных социальных сфер, например, сферы труда, так и для общества в целом. Понятие «социальная информация» является ключевым понятием в теории информационного общества Ф. Ферраротти. Социальная информация - это такая информация, которая охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. В этом смысле вполне правомерно утверждать, что социальная информация относится и входит в понятие власти. Тот, кто контролирует систему социальных коммуникаций, тот осуществляет власть и влияние. Ферраротти выделяет типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека этой информации. 1) Информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования. Роль этой информации чрезвычайно высока, особенно в каждодневной жизни: она касается взаимодействия граждан и институтов, предоставляющих соответствующие услуги. 2) Информация, касающаяся сферы рационального социального действия, создания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных индивидом целей. 3) Информация, касающаяся рационального планирования и социального изменения на надындивидуальном уровне. Особенности развития общества конца XX в. выражаются, по мнению Ферраротти, в следующих тенденциях: - кризис индивида. Индивид охвачен чувством, что живет в зависимости от решений и событий, не находящихся под его контролем, не зависящих от него. - рациональность становится блуждающим явлением. Рациональность оказывается нужна индивиду только для того, чтобы стать частью больших формальных, бюрократических организаций. Эти организации, созданные для выполнения специфических социальных задач, в действительности ориентируются только на самовоспроизводство, надевая при этом маску представителя общественного интереса. - Генерализованные технические процессы становятся безличными и анонимными. Налицо кризис ответственности. Человек, попавший в затруднительное положение, не знает, к кому обратиться за помощью, состраданием, участием. Специфический жизненный опыт растворяется в общей стандартизированной практике, наблюдается процесс обезличения. - Технические средства и инструментальная рациональность достигают такого уровня совершенства, что выходят из-под эффективного социального контроля и лишают демократического содержания политическую жизнь. - Большинство из известных ныне идеологий, выработанных еще в XIX в., находится в кризисе. Их кризис означает кризис социальной функции утопии, потерю ориентации. - Общество находится в стагнации. Институты защищают себя в инстинктивной реакции самозащиты, и их авторитетность перерастает в авторитаризм. Государство, например, как единственный монопольный обладатель права на насилие, уравнивает легальность и легитимность. Оно считает себя единственным, кто вправе решать проблемы растущей социальной сложности. Современное общество есть внутренне противоречивая реальность. Конфликты между подсистемами смягчаются и не разрастаются только благодаря рутине повседневности. Исторический процесс изменил свой характер, он уже не может рассматриваться как европоцентричный, диахронный процесс, ориентированный в соответствии с идеологической системой взглядов. - Он предстает как открытый процесс планетарного взаимодействия. Базисный тезис для понимания современности, по Ферраротти, состоит в том, что антропоцентризм прекратил свое существование. Большую значимость приобретает новый социально ориентированный индивидуализм.
|