СРЕДСТВА, УСКОРЯЮЩИЕ ВЫСЫХАНИЕ МАСЛА И МАСЛЯНЫХ КРАСОК
Высыхание масла при действии на него рассеянного дневного света в присутствии ки-слорода воздуха идет нормально, в отсутствии же дневного света происходит очень мед-ленно. Если же масло или масляная краска подвергается прямому действию солнечных лу-чей на открытом воздухе, то его просыхание при названных условиях протекает очень бы-стро. Вот почему для достижения быстрого просушивания масляной живописи следует выставлять ее на открытом воздухе под действие солнечных лучей,оберегая, разумеется, от пыли. При этом необходимо иметь в виду, что солнечный свет действует весьма энер-гично на масляный слой, сильно изменяя его в объеме, и потому при слишком продолжи-
тельном действии прямых солнечных лучей на масляную краску в слоях ее легко могут образоваться трещины. Это опасно главным образом для масел типа макового.
Масла, очищенные от слизи и так или иначе обезвоженные,как уже известно, полу-чают способность высыхать скорее, нежели лишенные очистки, но все же они сохнут мед-ленно, и потому приходилось подвергать их дальнейшей обработке. Эта специальная обра-ботка масел заключалась в том, что в них вводились особые вещества, содействовавшие им в поглощении кислорода из воздуха и ускорявшие тем процесс их затвердевания.Некото-рые из способов такой обработки в почти неизмененном виде дошли и до нашего времени. Масло, получившее эту специальную обработку,которая в наше время весьма разно-образна, именуется олифой: под названием «олифа» многие, впрочем, подразумевают ско-ро высыхающее масло вообще, полученное тем или иным способом(продуванием, озони-рованием и т. д.).
Олифы
Из веществ, сильно ускоряющих процесс высыхания жирных масел, в старину были известны лишь свинец и его соединения: глёт, сурик и свинцовые белила. В наше время, кроме свинцовых соединений, служащих делу и поныне, найден ряд и других соединений для названной цели, из которых особенно ценными являются соединения марганца и ко-бальта. Современная техника приготовления олиф располагает, таким образом, весьма раз-нообразным для этой цели материалом, с помощью которого вырабатываются различные по своим качествам олифы.
Вот перечень наиболее употребительных и наиболее действенных из современных материалов, число которых весьма велико. Наиболее активными из свинцовых соединений являются глёт, сурик и уксуснокислый свинец; из марганцовых: перекись марганца и бор-нокислый марганец; из предложенных в недавнее время соединений кобальта— уксусно-кислая окись кобальта.
Олифы с помощью названных сушек или, как часто называют их, нерастворимых си-кативов получаются двумя главными способами:1) обработкой масел непосредственно металлическими сушками: свинцовыми, марганцовыми и прочими соединениями и2) об-работкой масел специальными препаратами, получаемыми из названных сушек и носящи-ми название растворимых сикативов. К олифам, получаемым последним способом, отно-сятся так называемые линолеатные и резинатные олифы.
Олифы первого вида получаются варкой масла при более или менее высокой темпера-туре со свинцовыми, марганцовыми, кобальтовыми и другими соединениями. Одним из видов такого рода олиф может служить обыкновенная свинцовая олифа,приготовление которой сводится к следующему.
О б ы к н о в е н н а я о л и ф а, применяющаяся в малярном деле.Сырое льняное масло без всяких примесей ставится на огонь и нагревается до тех пор, пока на нем не пе-рестанет образовываться пена, которую постоянно снимают. Тогда присыпают к маслу свинцовый глёт, хорошо высушенный (глёт перед этим нагревается в продолжение часа при температуре в 100—120° Ц). На каждые 100 частей по весу масла берут 7—8 (и менее) весовых частей свинцового глёта. По прибавлении глёта масло нагревают до285° в про-должение 3—4 часов, постоянно помешивая. Затем олифа фильтруется. Марганцовые олифы получаются варкой масла при более или менее высокой темпе-ратуре с перекисью марганца, с борнокислым марганцем и пр.
М а р г а н ц о в а я о л и ф а. В лоскуток тонкой материи (батиста) завертывается 1 г сухого борнокислого марганца в порошке,и узелок погружают в стеклянный сосуд,на-полненный 500 г масла так, чтобы он был покрыт маслом. После этого сосуд ставится в те-плое место с температурой не менее 40 и не выше 100° Ц. В две недели масло готово. При нагревании сосуда в «водной бане» до 100° Ц масло становится готовым скорее. Если же подвергнуть масло варке, то оно будет готово в 1 час, но получает при этом значительную окраску.
Применяющиеся в позднейшее время в производстве олиф, лаков и т. п. кобальтовые соединения дают быстро высыхающие олифы(в 4—6 часов). Обыкновенно для приготов-ления кобальтовой олифы пользуются уксуснокислой солью окиси кобальта(ацетата ко-бальта) — веществом кристаллического строения с красновато-фиолетовой окраской. При-готовление олифы ведется таким образом.
К о б а л ь т о в а я о л и ф а. Масло, предназначенное для варки олифы, нагревается до 125 — 180°, после чего в него всыпается понемногу ацетат кобальта,который предва-рительно Должен быть обращен в мелкий порошок.Для лучшего растворения ацетата в масле последнее беспрерывно помешивают. По Растворении кобальтовой соли олифа го-това и подвергается отстаиванию или фильтровке.С течением времени (по прошествии приблизительно двух недель) она теряет свою окраску и становится очень светлой. На ка-ждые 100 весовых частей масла берется от 0,25 до 0,3 весовых частей ацетата.
Химический процесс превращения жирных высыхающих масел при варке их с выше-названными металлическими соединениями в олифе в общих чертах заключается в -сле дующем. Под действием высокой температуры масла в присутствии свинца, марганца и т.
п. частично разлагаются, т. е. омыляются, причем, с одной стороны, образуются свободные жирные кислоты (между ними муравьиная, масляная, уксусная и др.), с другой — часть ос-вободившегося глицерина переходит в акролеин — удушливый газ, образующийся при варке масел (и подгорании жиров вообще). Свободные льняномасляные жирные кислоты входят в соединение со свинцом, марганцем и другими сушками, образуя льнянокислый свинец, марганец и пр., которые представляют собой соли жирных кислот льняного масла (мыла), носящие название линолеатов. При варке масла лишь небольшая часть его подвер-гается разложению, большая же часть и после варки состоит из глицеридов;кроме того, масло содержит в себе небольшое количество свинца, марганца и т. п., т. е. тех сушек, которые были введены в дело.
Линолеаты получают, кроме того, в виде особых препаратов, которые служат для приготовления олиф со слабым нагреванием масла или вовсе без него.
Л и н о л е а т н ы е и р е з и н а т н ы е о л и ф. ы Для упрощения производства олиф и получения их в менее окрашенном виде в последнее время часто пользуются при-менением свинцовых, марганцовых и других линолеатов, которые способны растворяться в масле при невысокой температуре (100—180°) и оказывать сушащее действие на масло. Так как названные препараты растворяются, кроме того, в скипидаре, бензине и т. п., то
они часто вводятся в масло и в таком виде.Это совершенно избавляет от необходимости нагревать масло, а, следовательно, является возможность получать еще более светлые олифы.
Кроме линолеатов существует еще вид препаратов, называемых резинатами (от слова resina — смола), в производстве которых масло заменяется канифолью.Таким образом, получаются соли смоляных жирных кислот, или, другими словами, свинцовые, марганцо-вые и другие мыла абиетиновой кислоты (см. «канифоль»).
В зависимости от производства их линолеаты и резинаты могут быть сплавленными и осажденными. В первом случае они получаются сплавлением оснований с жирными -ки слотами льняного масла или смоляными; во втором — осаждением водного раствора на-тровых солей жирных кислот льняного масла или абиетиновой кислоты с помощью какой-либо растворимой соли свинца, марганца и пр. Сплавленные линолеаты и резинаты имеют вид окрашенных твердых или мягких кусков, а также густой жидкости и, наконец, порош-ка; осажденные же представляют белый или окрашенный порошок. И те и другие раство-ряются в масле.
Из применяющихся в наше время линолеатов и резинатов наибольший интерес пред-ставляют кобальтовые, так как препараты эти не только придают маслу сушащие способ-ности, но и действуют белящим образом на олифу.Ниже приводится один из способов приготовления резината кобальта.
Сикативы
Сикативами называются специальные препараты, назначение которых заключается в ускорении высыхания жирных масел. По своему составу, а также по назначению они раз-личны. Одни из них служат для приготовления олиф, другие примешиваются в масляные краски во время работы, чтобы заставить их быстрее высыхать. Живопись и малярное дело располагают множеством сикативов, различных между собою по составу, виду, способам применения и пр. Здесь может быть отведено место лишь описанию важнейших сикативов, применяющихся в живописи.
Все этого рода сикативы можно разделить на следующие группы: 1) линолеаты и ре-
уже в отделе олиф, применяющиеся для приготовления олиф холодным способом. Сикати-вы эти представляют растворы линолеатов и резинатов свинца, марганца и кобальта в ски-пидаре, бензине и т. п. Обыкновенно они богаты металлом и потому, будучи введенными даже в малом количестве, способствуют быстрому высыханию масляных красок.
Опыт установил, что сикативы комбинированного состава,например, свинцово-марганцовые, действуют более энергично, нежели свинцовые и марганцовые сикативы. каждый в отдельности. Популярным представителем такого вида сикативов является так называемый сикатив Куртре, фабрикующийся в двух видах: темный сикатив Куртре, со-держащий до 30% свинца, и светлый сикатив, который содержит малое количество свинца.
К о б а л ь т о в ы й л и н о л е а т составляется таким образом. Ацетат кобальта в ко-личестве 15—20 частей нагревается при температуре в 250—280° Ц в 100 частях льняного масла. В результате получается коричневато-красная липкая масса, которая легко раство-ряется в масле, скипидаре. Чтобы получить быстро сохнущее масло, достаточно ввести в него 1—2,5% этого вещества.
Р е з и н а т к о б а л ь т а. Приготовление его заключается в сплавлении светлых сортов канифоли с ацетатом кобальта. На 300 г смолы берется 10 г ацетата. Все указанное количество соли кобальта, прежде всего, тщательно растирается с 200 г канифоли; вслед за тем добавляется сюда же вся остальная канифоль, и вся масса сплавляется на огне при по-стоянном помешивании при температуре 130° Ц. По растворении ацетата в еще не остыв-ший сплав вливается такое количество свободного от воды бензина,чтобы резинат и по охлаждении оставался в виде сиропообразной жидкости. Для получения олифы достаточно прилить в холодное масло 2—3% резината.
С и к а т и в ы — п о м а д ы имеют различный состав. Одни из них принадлежат к свинцовым сикативам, другие — к марганцовым.
Свинцовые помады приготовляются из водного раствора свинцового сахара и жирно-го масла. Рецепты их разнообразны. Берут, например, 1 объем концентрированного рас-твора свинцового сахара (с дистиллированной водой) и смешивают с 2 объемами льняного масла, после чего сюда же прибавляют при постоянном помешивании насыщенный рас-твор мастики в скипидаре. Полученная помада непрозрачна, но при высыхании становится прозрачной.
Помада составляется также из масла и порошка, обезвоженного нагреванием на огне свинцового сахара.
К помадам относится также«Siccatif en pâte», который принадлежит к марганцовым сикативам.
С и к к а т и в ы — л а к и получаются растворением твердых смол в эфирных и от-части жирных скоро высыхающих маслах. Таковы: гаарлемский сикатив, фламандский си-
катив и английский сикатив и др.
Сикативы этого типа состоят часто из твердых смол и быстросохнущих эфирных ма-сел. Затвердевание масляных красок в их присутствии объясняется главным образом быст-рым улетучиванием эфирных масел, заключающихся в них, после чего смолы сикативов, не растворяющиеся в масле красок, твердеют и придают живописи сухой вид. Сикативы-лаки по существу своему являются,таким образом, ложными сикативами (особенно ха-рактерен в этом отношении гаарлемский сикатив), не действующими на масло, подобно свинцовым, марганцовым и другим сикативам, а вводящими в него смолы, которые мало или совсем не растворяются в холодном масле и потому чужды масляному слою красок.
Ф р а н ц у з с к и й с к и п и д а р. Французский скипидар также относится к средст-вам, ускоряющим высыхание масляных красок,так как содействует окислению масла (имеет, кроме того, свойство выбеливать при высыхании смешанные с ним лаки и масла). Особенно сильно сушит сгущенный на воздухе скипидар, имеющий темную окраску, но он темнит живопись. Большое количество скипидара, введенного в масляные краски, делает их матовыми.
Надо иметь в виду, что каждому из сикативов присуща определенная сушащая сила, и потому они должны вводиться в масло или краски хотя и в достаточном,но вместе с тем лишь в необходимом количестве, так как увеличенная порция сикатива не может оказы-вать никакого действия на дальнейшее ускорение высыхания красок или масел, а насыща-ет их лишь вредными для него веществами. Предосторожности эти тем более необходимы, что многие из сикативов, особенно олиф, содержат в себе большой процент металлов. Вот почему, например, введение в живопись олиф, приготовленных для малярных целей, со-вершенно недопустимо.
Не следует упускать из виду и того,что масляная живопись без примеси к краскам искусственных сушек, хотя и высыхает медленно, зато долгое время сохраняет эластич-ность и прочность слоя; при введении же в живопись сикативов, особенно в большом ко-
личестве, процесс высыхания ее настолько ускоряется, что появляется и преждевременная старость и ветхость ее. Мастера эпохи Возрождения, создавшие прекрасные образцы ма-сляной живописи, отнюдь не злоупотребляли сикативами.
|