М А С Л Я Н Ы Е К Р А С К И
Масляная живопись за много веков своего существования неоднократно изменяла со-став связующего вещества своих красок. Первые попытки их изготовления велись, вероят-но, с маслами, лишенными всякой обработки, выжатыми из различных семян, и только спустя долгое время после начала применения масел для целей живописи могла явиться мысль так или иначе обрабатывать их, варить, сгущать на солнце и выбеливать. Еще зна-чительно позднее — о чем имеются уже сведения в истории— стали вводиться в масла различные добавки: смолы, эфирные масла и сушки. Когда живописец получил наконец возможность придавать своим краскам желательную ему консистенцию, быстрое высыха-ние и способность давать высокий глянец, т. е. все то, в чем нуждался средневековый ху-
дожник, масляная живопись стала приобретать наибольшую популярность среди других способов живописи, и техника ее достигла высокого развития. Увлечение в живописи красками, дающими при высыхании глянцевую поверхность, прозрачность и глубину тона, наблюдающуюся у художников станковой и стенной живо-писи античного времени и эпохи Возрождения,мало-помалу начинает сменяться интере-сом к краскам, дающим полуматовую и матовую поверхность, а также к корпусной пас-тозной живописи. Художник позднейшего времени стремится передать в своей живописи не только цвет, форму и пр., но воздух и материальность изображаемого, что не достигает-ся глянцевыми красками, наносимыми прозрачными тонкими слоями, а лишь корпусными пастозно наносимыми красками. Начало этому течению было положено величайшим ху-дожником XVII столетия Рембрандтом. Начиная с середины XIX столетия в связующем веществе масляных красок появляется пчелиный воск, придающий им пастозность.
В настоящее время в составлении масляных красок наблюдаются различные подходы. Одни для этой цели пользуются сырыми маслами, в которые они вводят воск; другие же, придерживаясь практики старых мастеров, вводят в масла смолы. Большой популярностью пользуются в настоящее время у художников краски на масле и воске, как дающие в живо-писи то, что нравится современному живописцу, а именно: краску с приятной пастой, спо-собствующей достижению корпусной воздушной живописи с умеренным блеском.
Попытки некоторых технологов ввести в употребление краски, тертые на одном мас-ле, не увенчались успехом.
Для растирания современных масляных красок пользуются маслами различного про-исхождения.
Не все краски требуют одинакового количества масла. Мало того: одни и те же краски при различных условиях берут различное количество масла; так, порошок краски, лишен-ный следов влажности, требует меньшего количества масла, тогда как та же краска, содер-жащая воду, берет значительно большее количество масла.
Вопрос маслоемкости красок, т. е. количественного взаимоотношения между маслом и веществом смешиваемой с ним краски, является вопросом первостепенной важности для производства масляных красок, так как избыток масла в красках, равно как и недостаток его в них, дурно отражается на живописи.
Изучение вопроса маслоемкости красок указывает на ряд факторов,обусловливаю-щих ее. Вот перечень их.
1) Удельный вес краски. Чем тяжелее краска, тем меньшее количество она берет масла. Правило это, однако, не лишено исключений. Так, киноварь тяжелее цинковых белил, но она берет почти двойное количество масла против свин-цовых белил.
2) Строение зерен краски. Краски одного и того же химического состава,как, например, желтые охры, киноварь различного происхождения, берут различ-ное количество масла. 3) Состояние краски по отношению к влажности. Чем суше краска, тем меньше
она берет масла.
Вот почему краски перед растиранием их с маслом должны быть хорошо высушен-ными, для чего следует прибегать и к искусственной сушке их.
4) Способность легко смачиваться маслом. Чем легче краска смачивается мас-лом, тем меньше она его берет и тем легче ее приготовить с этим связующим веществом. К медленно смачивающимся краскам относятся: цинковые бели-ла, ультрамарин, изумрудная зелень.
5) Температура воздуха в помещении, где трутся краски с маслом. Летом масло становится более жидким и берет большее количество красок, чем зимой.
6) Содержание в масле свободных жирных кислот.Окислившиеся масла легче смачивают вещество краски и потому их идет в краску меньше,нежели ней-трального масла.
7) Присутствие воска в масле, введенного в него нагреванием масла. Чем больше воска введено этим способом в масло, тем большее количество в краски вво-дится и масла. 8) Растирание краски с маслом под давлением уменьшает, по Чорчу, количество
потребного масла.
Чтобы иметь некоторое представление о том, какое количество масла необходимо для превращения красок в масляную краску, ниже приводятся цифровые данные.
На 100 весовых частей:
Приводимые здесь цифры количественных отношений между веществом краски и его связующим лишь приблизительные. Во всяком случае, необходимо быть осторожным при дозировке масла, вводимого в краски, так как излишек и недостаток его в красках дурно отражается на прочности живописи. При недостатке масла краска лишена блеска и может быть стерта по высыхании, избыток же масла в красках и жирное письмо с ними вызывают сморщивание пленки масла на поверхности живописи и, кроме того, пожелтение ее, неза-висимо от рода примененного в дело масла.
|