Мучения обитателей Ада различаются по степени тяжестиПоскольку в Аду существуют ступени, отличающиеся друг от друга тяжестью наказания и ужасами, его обитатели подвергаются различным по степени тяжести мучениям. В хадисе, переданном Муслимом и Ахмадом со слов Самуры, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об обитателях Ада: ] مِنْهُمْ مَنْ تَأْخُذُهُ النَّارُ إِلَى كَعْبَيْهِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ تَأْخُذُهُ النَّارُ إِلَى رُكْبَتَيْهِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ تَأْخُذُهُ النَّارُ إِلَى حُجْزَتِهِ ، وَمِنْهُمْ مَنْ تَأْخُذُهُ النَّارُ إِلَى تَرْقُوَتِهِ [ «Одних из них огонь поглотит до щиколоток, других — до коленей, третьих — до пояса, четвертых — до ключицы». В одной из версий сказано: «…до шеи». Муслим (4/2185). Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам о том, кто получит самое легкое наказание в Аду. В «Сахихе» аль-Бухари передан рассказ ан-Ну‘мана бин Башира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: إِنَّ أَهْوَنَ أَهْلِ النَّارِ عَذَابًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ رَجُلٌ عَلَى أَخْمَصِ قَدَمَيْهِ جَمْرَتَانِ يَغْلِى مِنْهُمَا دِمَاغُهُ ، كَمَا يَغْلِى الْمِرْجَلُ وَالْقُمْقُمُ «Поистине, в день воскресения самое легкое наказание в Огне получит человек, под ступнями которого будут два уголька, и его головной мозг закипит от них подобно тому, как закипают котел и бидон» Муслим (363). В такой форме хадис передал аль-Бухари. В другой версии, переданной Муслимом со слов ан-Ну‘мана бин Башира, сказано: ] إِنَّ أَهْوَنَ أَهْلِ النَّارِ عَذَابًا مَنْ لَهُ نَعْلانِ وَشِرَاكَانِ مِنْ نَارٍ. يَغْلِي مِنْهُمَا دِمَاغُهُ كَمَا يَغْلِ الْمِرْجَلُ ، مَا يَرَى أَنَّ أَحَدًا أَشَدُّ مِنْهُ عَذَابًا وَإِنَّهُ لأهْوَنُهُمْ عَذَابًا [ «Поистине, самое легкое наказание в Огне получит человек, на котором будут сандалии с ремешками из огня. Его головной мозг закипит от них подобно тому, как закипает котел. Он получит самое легкое наказание, но будет думать, что никто не мучается сильнее него» Муслим (364). В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] إِنَّ أَدْنَى أَهْلِ النَّارِ عَذَابًا يَنْتَعِلُ بِنَعْلَيْنِ مِنْ نَارٍ يَغْلِي دِمَاغُهُ مِنْ حَرَارَةِ نَعْلَيْهِ [ «Поистине, самое легкое наказание в Огне получит человек, на которого наденут сандалии из огня, и его головной мозг закипит от их жара» Муслим (361). Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что он слышал, как возле Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помянули Абу Талиба. Он сказал: ] لَعَلَّهُ تَنْفَعُهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، فَيُجْعَلُ فِي ضَحْضَاحٍ مِنْ النَّارِ ، يَبْلُغُ كَعْبَيْهِ يَغْلِي مِنْهُ أُمُّ دِمَاغِهِ [ «Может быть, мое заступничество принесет ему пользу в день воскресения, и его поместят в неглубоком месте Огня, который будет достигать его щиколоток, и от этого вскипит оболочка его головного мозга» Фатх аль-Бари (11/417), Муслим (360). Там же приводятся другие сообщения на данную тему.
Подтверждение того, что обитатели Ада получат наказания различной степени тяжести, можно найти в коранических текстах. Так, Всевышний сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (Ан-Ниса, 145); «А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (Гафир, 46); «Для тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, Мы будем прибавлять мучения к мучениям за то, что они распространяли нечестие» (Ан-Нахль, 88). Аль-Куртуби по этому поводу писал: Эта глава указывает на то, что простое неверие отличается от неверия того, кто преступил дозволенное, отказался уверовать, бесчинствовал и ослушался. Без сомнения, как известно из Корана и сунны, мучения неверующих в Геенне различаются по степени тяжести. Мы твердо знаем, что мучения тех, кто убивал пророков и мусульман, нападал на них, распространял нечестие на земле и не веровал, будут отличаться от мучений тех, кто просто не уверовал, но хорошо относился к пророкам и мусульманам. Разве ты не знаешь, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выведет Абу Талиба в неглубокое место в Аду за то, что тот помогал ему, защищал его и делал ему добро? Хадис, переданный Муслимом со слов Самуры, может быть отнесен и к неверующим (на основании рассказа об Абу Талибе), и к ослушникам, не приобщавшим сотоварищей к Аллаху Ат-тазкира фи ахвал аль-маута. С. 409. Ибн Раджаб писал: «Следует знать, что мучения обитателей Ада будут различаться в зависимости от тяжести их деяний, из-за которых они попадут в Ад». Далее он перечислил доказательства в пользу этого, в том числе — высказывание Ибн ‘Аббаса: «Наказание того, что усердствовал в своем неверии, распространял нечестие на земле и призывал к неверию, не будет одинаковым с наказанием того, кто не поступал так». Далее Ибн Раджаб писал: «Мучения ослушников, не приобщавших сотоварищей к Аллаху, тоже будут различаться в зависимости от тяжести их деяний. Мучения тех, кто совершал тяжкие грехи, будут отличаться от мучений тех, кто допускал мелкие прегрешения. Мучения некоторых из них будут облегчены благодаря их добрым поступкам или другим причинам, угодным Аллаху. Поэтому некоторые из них умрут в Аду» Ат-тахвиф мин ан-нар. С. 142-143.
Шейх имеет виду Мусульмани Умрут и их вытащат оттуда в рай В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أَمَّا أَهْلُ النَّارِ الَّذِينَ هُمْ أَهْلُهَا ؛ فَإِنَّهُمْ لا يَمُوتُونَ فِيهَا وَلا يَحْيَوْنَ ، وَلَكِنْ نَاسٌ أَصَابَتْهُمْ النَّارُ بِذُنُوبِهِمْ -أَوْ قَالَ بِخَطَايَاهُمْ - فَأَمَاتَهُمْ إِمَاتَةً ، حَتَّى إِذَا كَانُوا فَحْمًا أُذِنَ بِالشَّفَاعَةِ ، فَجِيءَ بِهِمْ ضَبَائِرَ ضَبَائِرَ فَبُثُّوا عَلَى أَنْهَارِ الْجَنَّةِ ثُمَّ قِيلَ: يَا أَهْلَ الْجَنَّةِ أَفِيضُوا عَلَيْهِمْ ، فَيَنْبُتُونَ نَبَاتَ الْحِبَّةِ تَكُونُ فِي حَمِيلِ السَّيْلِ [ «Те, кто попал в Огонь и стал его обитателем, не умрут там и не будут жить. Но будут люди, которые попадут в Огонь из-за грехов. Они будут умерщвлены а когда они превратятся в уголь, будет позволено заступиться за них. Их принесут кучами и рассыплют по рекам в Раю, а потом будет сказано: “Обитатели Рая, полейте их”. После этого они вырастут, как семена трав прорастают в грязи, которую принес селевой поток» Муслим (1/172). Комментируя эти слова, имам ан-Навави писал: «Грешники из числа верующих будут умерщвлены Всевышним Аллахом, и здесь речь идет о реальном умерщвлении, после которого они лишатся чувствительности. Таким образом, они получат наказание в зависимости от своих грехов, а потом будут умерщвлены и пребудут в Аду, ничего не ощущая, столько, сколько предопределил Всевышний Аллах. Потом они будут выведены из Ада мертвыми, обугленными. Их будут нести кучами, как несут поклажу, а потом бросят в райские реки и польют живой водой, после чего они оживут и вырастут так же, как семена трав прорастают в грязи, принесенной селевым потоком, т.е. это произойдет так же быстро, и они будут такими же слабыми. Из-за своей слабости они вырастают желтыми и согнутыми. После этого они наберутся силы, направятся в свои жилища, и их состояние улучшится. Таков очевидный смысл, вытекающий из хадиса». См.: Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хайян. 1415/1995. Т. 2. С. 41
|