Студопедия — Раздел 3. Организация условий по формированию детского изобразительного творчества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел 3. Организация условий по формированию детского изобразительного творчества






1.Сущность понятия «развивающая художественно-эстетическая среда»

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

Такое определение имеет отношение к зрелой личности, однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на прекрасное в окружающей среде, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что создание художественно-эстетической развивающей среды в условиях ДОУ возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Качественная организаций такой развивающей среды способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Задачи создания художественно-эстетической развивающей среды можно представить следующим образом:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется.

В дошкольной педагогике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Е.А.Дубровская, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев и др.). Ученые разработали теорию художественно-эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики.

Первая группа задач в исследованиях и практике изучения в меньшей степени и чаще рассматривается как прикладная по отношению к первой. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова), иллюстраций к книгам (В.А.Езикеева), восприятия музыкальных произведений (К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская) – эти исследования являются весьма весомым вкладом в разработку проблем создания художественно-эстетической развивающей среды.

Безусловно, создание художественно-эстетической развивающей среды невозможно без создания и совершенствования среды, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то есть основания надеяться, что это будет хорошей базой для создания художественно-эстетической развивающей среды, залогом того, что ребенок с малых лет будет воспринимать эту среду как норму.

Таким образом, художественно-эстетическая среда должна создаваться не только на занятиях по музыке, изобразительному искусству, но она должна полностью окружать ребенка. Такую среду можно создать благодаря эстетике быта (красивые вещи, дизайн, теория «белой скатерти»), включающую в себя и внешний вид человека, эстетике обстановки, красота каждодневных отношений между людьми; эстетика природы (в которой можно увидеть гармонию - основу красоты), искусство (изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

Художественно-эстетическая среда в дошкольном учебном заведении выполняет следующие функции:

- обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;

- влияет на интеллектуально-эстетическое развитие ребенка;

- предоставляет возможности для самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности;

- эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс; эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;

- целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;

- гармонизирует отношения с социумом (социальная адаптированность).

В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает формирование и развитие способности художественного мироощущения; ведение в мир искусства и художественной практики; приобщение к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

При создании эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:

- эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения;

- художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания;

- важные качества обстановки детского сада

- это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом;

- эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, ее местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основными компонентами эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении являются освещение и цветовая отделка помещений; комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств; природа (живая и неживая); творческие работы воспитателей и детей. Основная задача воспитателя создать такую предметно-развивающую среду, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Исходя из этого, необходимо создать в дошкольном учреждении такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось бы фоном воспитательной работы, чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью не только в групповой комнате.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия