Студопедия — ЧЕЛОВЕК И МИР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕК И МИР






 

В подобном мире человек не чувствует себя замкнутым в рамках своего

существования. Он тоже открыт, он общается с миром, поскольку использует тот

же язык─ язык символов. Если мир говорит с ним с помощью звезд, растений и

животных, с помощью рек и гор, времен года и суток, то человек отвечает ему

в свою очередь своими мечтами и воображением, своими предками и тотемами

(которые суть и природа, и сверхъестество, и люди), своей способностью

умирать и воскресать в ритуале, инициации (уподобляясь здесь Луне и

растительной жизни), своей способностью перевоплощаться в духа надевая маску

и т.д. Если для человека архаического общества мир постигаем и проницаем, то

и человек этот чувствует, что мир "смотрит" на него и понимает. Преследуемое

животное смотрит на человека и тоже понимает его (часто зверь дает себя

схватить, потому что знает, что человек голоден), но то же можно сказать о

скале, дереве, реке. Каждое из этих явлений имеет свою "историю", которую

оно не может поведать человеку и свой совет, который оно может ему дать.

 

Осознавая себя человеческим существом и беря на себя ответственность за это,

человек архаического общества знает также, что он в этом мире есть нечто

более важное. Например, он знает, что его предок был животным, он знает, что

может умереть и вернуться к жизни (инициация, транс шамана), что он может

влиять на урожай своими оргиями (что он может вести себя со своей женой, как

Небо с Землей, он может играть роль лопаты, а его жена ~ роль борозды). В

более сложных культурах человек знает, что его дыхание ~ это Ветер, его

кости ~ горные хребты, огонь горит в его желудке, его пупок способен стать

центром мира и т.д.

 

Не следует думать, что эта "открытость" миру ~ есть результат буколического,

идиллического восприятия существования. Мифы примитивных народов и обряды, с

ними связанные отражают отнюдь не Аркадию. Как мы уже видели, первобытные

земледельцы, понимая свою ответственность за процветание растительного мира

подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая,

предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов.

Все это проникнуто трагической концепцией существования и является

результатом религиозной оценки мучений и насильственной смерти. Миф

подобный мифу о Гайнувеле и весь социо-религиозный комплекс, который он

разрабатывает и утверждает, заставляет человека смиренно принимать свой

смертный, земной, плотский удел. Человек обречен убивать и работать, чтобы

иметь возможность прокормить себя. Растительный и животный мир "говорит" ему

о его происхождении, то есть в конечном счете о Гайнувеле; первобытный

земледелец понимает этот язык и, поняв его, открывает религиозный смысл во

всем, что его окружает и что он делает. Но это обязывает его принять

жестокость, и убийство как неотъемлемую составную часть его существования.

Конечно, жестокость, пытки, убийства характерны не только для людей

примитивного общества. Они встречаются на протяжении всей Истории и

проявляются иногда в масштабах, превосходящих то, что было известно

архаическому обществу. Разница заключается в том, что для "примитивных"

обществ такая жестокость имеет религиозную значимость и строится по

сверхчеловеческим моделям. Это мировосприятие имеет и свое более позднее

продолжение в Истории: массовые убийства во времена Чингиз-Хана, например,

еще находили себе в то время религиозное оправдание.

 

Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с

точки зрения морали. Его функция давать модели, и, таким образом, придавать

значимость миру и человеческому существованию. Роль мифа в структуре всего

человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу, как мы уже говорили,

понятия реальности, значимости, трансцендентности, постепенно обнаруживают

свою суть. Благодаря мифу, мир понимается как в совершенстве организованный,

разумный и значимый Космос. Рассказывая как мир был создан, мифы раскрывают,

как и почему были созданы те или иные вещи и при каких обстоятельствах. Эти

"откровения" более или менее непосредственно касаются человека и составляют

"священную историю".

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия