Студопедия — ГНОСТИЦИЗМ И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГНОСТИЦИЗМ И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ






 

Малый объем этой книги не позволяет обсуждать здесь проблему гностицизма во

всей ее целостности. Нам еще нужно проследить развитие "мифологии Забвения и

Воспоминания" в некоторых культурах, достигших высокого развития.

Гностические тексты, которые мы цитировали, утверждают, что душа, с одной

стороны, способна погружаться в материальное (в жизнь) и, затем, в сон,

подобный смерти, но, с другой стороны, душа имеет происхождение внеземное.

Погружение души в материю, не является результатом совершенного ранее греха,

как объясняет иногда переселение душ греческая спекулятивная философия.

Гностики дают понять, что грех имеет отношение к чему-то другому. Считая

себя существами духовными, внеземного происхождения, гностики не мыслят себя

принадлежащими этому миру. Как замечает Пуеш, ключевые слова используемого

гностиками языка ~ слова; "другой", "чужой". Основное откровение состоит в

том, что "хотя он существует в этом мире, он (гностик) не от мира сего, он

ему не принадлежит, он пришел откуда-то". Гинза Правая обращается к

гностику: "Ты не отсюда, твои корни не в этом мире". (XV, 20). В Гинзе Левой

говорится: "Ты пришел не отсюда, твои корни не в этом мире, твое

происхождение ведется не от этого мира: твое истинное место есть область

Жизни". Мы читаем в "книге Иоанна" (стр. 67): "Я есть человек иного Мира".

 

Как мы это уже видели, в индийской философии особенно в Самхья-йоге,

существуют такие же представления. "Я" (purucha) есть "чужой", оно не имеет

ничего общего с этим Миром (prakriti). Как пишет Исвара Кришна

(Samkhya-Karika, 19), "Я" (Разум) изолировано, безразлично, просто

"бездейственный наблюдатель" драмы Жизни и Истории. И более того: если

правда то, что цикл трансмиграции удлиняется незнанием и "грехом", то

причина "погружения" "Я" в жизнь, и происхождение отношений (впрочем,

иллюзорных) между Я (purucha) и Материей (prakriti) суть проблемы не

предполагающие разрешения или, точнее сказать, разрешения как в условиях

данного человеческого удела. В любом случае, также как считают гностики, в

круговорот существований ввергает "Я" непервородный (т.е. человеческий)

грех.

 

Что касается нашего исследования, важность гностического мифа, как и

философского мышления в Индии заключается в том, что они по своему

интерпретируют отношение человека к первоначальной драме, которая этого

человека создала. Как и в архаических религиях, исследованных нами в

предыдущих главах, в гностической философии важно познать (или скорее

вспомнить) драму, которая имела место в мифические времена. Но, в отличие от

человека архаического общества, который восприняв мифические образы, берет

на себя всю ответственность за последствия этих первоначальных событий,

последователь гностической философии изучает миф, чтобы отмежеваться от

результатов этих событий. Пробудившись от своего сна, подобного смерти,

гностик (как и ученик СамхьяЙога) понимает, что он не несет никакой

ответственности за первоначальную катастрофу, о которой ему повествует миф,

и что, следовательно, он не имеет никакого реального отношения к Жизни, Миру

и Истории.

 

Гностик, как и ученик Самхья-Йоги был уже наказан за грех забвения своего

истинного Я. Непрерывные страдания, из которых состоит человеческое

существование, исчезают в момент пробуждения, которое есть в то же время

anamnesis. Это пробуждение проявляется в полном безразличии к истории,

особенно современной истории. Важен только миф, повествующий о

первоначальных событиях. Достойны познания только события, происшедшие в

легендарном прошлом, так как в ходе их познания человек начинает отдавать

себе отчет в своей истинной природе и пробуждается. Чисто исторические

события (например, Троянская война, походы Александра Македонского, убийство

Юлия Цезаря) не имеют никакого значения, так как они не наполнены никаким

сотериологическим содержанием.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия