Студопедия — РАЦИОНАЛИСТЫ И МИФОЛОГИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЦИОНАЛИСТЫ И МИФОЛОГИЯ






 

Мы не ставим перед собой задачу проследить здесь длительный процесс

разрушения и размывания мифа, который привел к потере им самим и

гомеровскими богами их первичного, исконного смысла. Если верить Геродоту

(1, 32), уже Солон утверждал, что "боги завистливы и непостоянны". Во всяком

случае, ранние философы Милета не усматривали в гомеровских описаниях богов

никакого отблеска истинной божественности. Когда Фалес утверждал, что "все в

этом мире проникнуто божеством" (А 22), он восставал против концепции

Гомера, который размещал Богов в отдельных космических сферах. Анаксимандр

предлагал свою всеобщую концепцию Вселенной без богов и мифов. Что касается

Ксенофана (род. около 565 г.) он открыто выступает против гомеровского

пантеона. Он отказывается верить, что бог суетиться и поступает так, как это

описано у Гомера (В 26). Он отрицает бессмертие богов, как его преподносят

Гомера и Гесиод: "По Гомеру и Гесиоду боги совершают такие поступки, которые

у людей считаются постыдными: адюльтер, воровство, взаимный обман" (В 11, В

12). Ксенофан не принимает также идею божественного рождения: "Но смертные

считают, что боги рождаются, носят одежду, имеют свой язык и тело" (В 14).

Прежде всего он критикует антропоморфизм богов: "Если бы быки, лошади и львы

имели руки и могли бы, как люди, рисовать и создавать различные

произведения, лошади изобразили бы фигуры своих богов подобными лошадям,

быки ~ подобными быкам, они придали бы им тот облик, который имеют сами" (В

15). По Ксенофану "существует бог, стоящий над всеми богами и людьми; его

внешность и способ мышления не имеют ничего общего с внешностью и способом

мышления простых смертных" (В 23).

 

В этих критических высказываниях относительно "классической" мифологии можно

обнаружить попытку освободить концепцию божественного от антропоморфизма

поэтов. Такой глубоко религиозный автор как Пиндар, отвергает мифы, в

которые невозможно поверить (I Olympiqul, 28). Концепция бога у Эврипида

сложилась целиком под влиянием критики Ксенофана. Во времена Фукидида

прилагательное mythodes означало "вымышленное, не имеющее доказательств" в

противоположность истинному и реальному. Когда Платон ("Республика", 378)

осуждал поэтов за их манеру изображать Богов он, по-видимому, обращался к

уже завоеванной им аудитории.

 

У александрийских риторов критика мифологических традиций доходит до

педантизма. Как мы увидим ниже, христианские апологеты использовали этих

авторов, когда понадобилось отделить исторические элементы от Евангелия.

Александрийский ученый Элий Феон (приблизительно II в. до Р.Х.) долго

обсуждает аргументы, с помощью которых можно доказать неприемлемость

какого-либо мифа или исторического рассказа и в качестве иллюстрации своего

метода приводит критический анализ мифа о Медее. Феон полагает, что мать не

может убить своих детей. Это действие "невероятно" поскольку Медея не могла

уничтожить своих детей в том же городе (Коринф), где жил их отец Ясон. Кроме

того, способ, которым было совершено преступление, также неправдоподобен:

Медея попыталась бы скрыть следы своего преступления, и, как колдунья, она

воспользовалась бы скорее ядом, а не мечем. Наконец, оправдание ее поступка

в высшей степени неправдоподобно: гнев против своего мужа не мог толкнуть ее

на такое страшное преступление ~ убийство детей, которые являлись в то же

время и ее детьми. Этими действиями наибольшее зло приносила она прежде

всего самой себе, поскольку женщины более подвержены эмоциям, чем мужчины".

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия