Студопедия — Tema 18. Характерные особенности развития культуры XIX в.( 2 часа)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Tema 18. Характерные особенности развития культуры XIX в.( 2 часа)






1. Романтизм: литература, музыка, театр, опера, балет

Литература. Английский романтизм

Музыка. Романтическое направление

Реализм в литературе

Влияние импрессионизма

 

1. Романтизм: литература, музыка, театр, опера, балет

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (фр. - romantisme; от ср. - век. Roman - роман), а затем, когда возможности романтизма были во многом исчерпаны, - по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтизму свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовнотворческой жизни. Образам героев романтического искусства свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе.

Революция провозгласила свободу личности. Но она породила и дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека. Романтики основой искусства провозгласили субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства.

Литература. Немецкий романтизм

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763-1825 гг.), Генрих фон Клейст (1777-1811 гг.). Генрих фон Клейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. Его творчество связано с эпохой освободительной войны против Наполеона. (Драмы - «Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна», комедия - «Разбитый кувшин»).

Вершина романтизма - творчество Эрнста Теодора Гофмана (1776-1822 гг.). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гофман был необычайно одарен - он был также талантливым музыкантом, блестящим карикатуристом. Его широко известным произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Элементы сатиры особенно заметны в сказке «Маленький Цахес» (1819 г.). Огромную роль в творчестве Гофмана играла музыка. В 1821-22 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир обывательщины. Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер - «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797-1856 гг.) - великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Вершиной идейного развития великого поэта стали «Современные стихотворения» (1839-46 гг.) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844 г.). В «Зимней сказке» Гейне осмеивает отживший феодальный мир, защищает идею революционной борьбы за единую Германию. Революция 1848 г. потерпела поражение, это стало для Гейне источником духовной трагедии. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851 г.) содержит мысль о торжестве зла над добром. Гейне непримиримо относится к реакционной Германии.

Английский романтизм В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766-1824 гг.). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ которого был типичен для посленаполеонов- ской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где еще можно найти страсти и яркие чувства. В восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и др. герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм - в неукротимости общественного протеста.

Байрон - автор философских поэм, облеченных в драматическую форму - «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта - роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В ней Байрон защищает свой идеал - политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский романтизм представляют также Дж. Китс (1795-1821 гг.) и П.Б. Шелли (1792-1822 гг.).

В целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

Консервативный романтизм

Во Франции первой трети ХIX в. романтизм был основным направлением литературы. Центральная фигура - Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848 гг.). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им - это полемика с идеями Просвещения и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота религии» и мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, в религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

Сторонницей либеральных идей была Жермена де Сталь (17661817 гг.), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право женщины на свободу чувства. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступления в защиту политической свободы, она писала о том, что нация обладает отличительными свойствами, только будучи свободной.

К направлению консервативного романтизма принадлежит творчество Альфреда де Виньи (1797-1863 гг.). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен-Мар», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения - одинокая гордая личность, презирающая толпу.

Особое место занимает во французском романтизме творчество Альфреда де Мюссе (1810-57 гг.) - в «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес - молодые люди, не удовлетворенные действительностью, находящиеся в разладе с ней и не способные порвать с ней. В романе «Исповедь века» он говорит о представителе поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной Франции.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, представителями которого считают Виктора Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго (1802—85 гг.) прошел сложный путь развития. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств» (комедия, драма, трагедия), выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма.

Выдающиеся романы Гюго - «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место занимает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Живым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа обаятельный образ мальчика Гавроша.

В 1874 г. вышел последний роман Гюго «Девяносто третий год», посвященный Французской революции. Симпатии Гюго - на стороне революционных идей, но разрешить противоречия между революционной борьбой и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удается.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия