Студопедия — Реализм в литературе.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реализм в литературе.






Реализм ( фр.- realisme - вещественный) - один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях.

Реализм как направление сформировался в 40 -70 гг. XIX в. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств.

Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм не противостоит романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. стал поэт Пьер Жан де Беранже (1780-1857 гг.). Блестящим представителем критического реализма был Фредерик Стендаль (собств. Анри Бейль, 1783-1842 гг.). Романы Стендаля - «Красное и черное», «Пармская обитель».

Крупнейший представитель западноевропейского реализма - Оноре де Бальзак (1799-1850 гг.). Его главное произведение - эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Бальзак создал 90 романов и новелл, в эпопею вошли: "Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио» и др. Произведения Бальзака глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.

Мастером новеллы был Проспер Мериме (1803-70 гг.). Его новеллы лаконичны, строги, изящны: «Кармен», «Хроника времен Карла IX».

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821-80 гг.). Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Выдающееся произведение Флобера - «Мадам Бовари».

Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850-93 гг.). Лучшие его произведения - романы - «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Мопассан - мастер новеллы и рассказа.

Английская и шотландская литература Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832 гг.) сближал с романтиками интерес к Средневековью. Но всемирную известность ему принесла реалистическая проза. Вальтер Скотт - создатель исторического романа («Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго» и др.).

Один из великих художников мировой литературы - Чарльз Диккенс (1812-70 гг.), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист («Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»). Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма.

В конце Х1 Х в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Дж. Голсуорси, Д.Б. Шоу и Г. Д. Уэллса.

Джону Голсуорси (1867-1933 гг.), в частности, принадлежат трилогия «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия», где дана эпическая картина нравов буржуазной Англии.

Наиболее известные произведения Джорджа Бернанда Шоу (1856-1950 гг.) - «Дом вдовца», «Пигмалион», пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна». Шоу - лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми мыслями. Вот одна из них: «В жизни существуют две трагедии. Одна - когда вы не можете добиться того, что желаете всем сердцем. Вторая - когда вы добьетесь этого».

Герберт Джордж Уэллс (1866-1946 гг.) - классик научнофантастической литературы. В романах - «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции своего времени. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой».

Живопись Романтизм Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824 гг.). Главная его работа - «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина - манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Xудожник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность контрастов светотени, этому способствует насыщенная живописность цвета.

Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798-1863 гг.), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества - картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.

Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве.

С романтической школой связано и творчество крупнейшего графика-карикатуриста Оноре Домье (1808-1879). Его считают великим художником, творчество которого возникло на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40-70-е гг. XIX в. Благодаря литографии получили распространение его работы «Законодательное чрево», «Улица Транснопен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати». Домье-живописец владел монументальной цельностью и остротой восприятия, стремительной силой экспрессии и лирической нежностью.

Реализм

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. Главный признак реализма - постижение социального характера человека.

Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства.

Жан Франсуа Милле (1814-75 гг.) в своих эпических, монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Крестьянка, пасущая корову», «Весна»).

Гюстав Курбе (1819-77 гг.) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов как «Портрет Шопена». Его творчество - борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Курбе первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Художник придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Курбе и Милле стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832-83 гг.) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые донесли до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма - его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей»).

Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тёрнер (1775-1851 гг.) - «Кораблекрушение» и др.

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (17761837 гг.), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Лучшие его работы - «Телега для сена», «Хлебное поле», «Прыгающая лошадь» и др.

Франсиско Гойя

Один из величайших живописцев и графиков Испании, оказавший влияние на все европейское искусство XIX-XX в. - Франсиско Гойя (Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де (1746-1828 гг.). Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков.

Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но оно отличается от творений его современников. В его работах вдохновенно отражено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (80 листов, 1797-98 гг.), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродств. Острая социальная сатира художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах - обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.

Также значительна серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810-20 гг.) философски осмысляющая судьбы народа. Наиболее известные картины художника - «Семейство короля Карла IV» (1804 г.), «Маха одетая», «Маха обнаженная» (обе ок.1802).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 523. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия