Студопедия — Архитектурный декор в модерне.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектурный декор в модерне.






Утилитарное, польза выступают в модерне и как художественное, как красота. Одно не отде­лимо от другого. Архитектура в высшем её понимании — это не сооружение, которое украшают, а ук­рашение, которое строят. Правдивость и целесообразность в понимании модерна означают не выдавать декор за конструкцию и не пытаться выражать с его помощью функцию, но найти и суметь показать красоту в действительно конструктивном и функциональном.

Если в эпоху эклектики фасады доходных домов украшались разнообразным декором словно ковром, то новые здания, возведённые в эпоху модерна, очищаются от функционально ненужных ук­рашений, благодаря чему на фасаде отчётливо проступает однородность структуры доходного дома. Теперь изначально присущие ему функциональные элементы - окна, остекление лестничных клеток, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения окон и крыш, козырьки над подъездами, переплёты оконных рам - наделяются декоративными качествами. Но они трактуется нарочно декоративно, под­чёркивая в декоре его практическую бесполезность. Декор в модерне - второстепенное, т.к. истинная архитектура - всегда конструктивна. И декору отведена роль «чистого» украшения.

Более того, декор вообще не является обязательной принадлежностью стиля модерн. Он может быть, а может и не быть - факт, немыслимый в классицизме и эклектике, где декоративная форма или система (ордер, «стили») служат основным средством художественной выразительности. Отсутствие обязательного набора стилеобразующих элементов открывает возможность постоянного обновления форм, не посягая на основной принцип. Но именно это обстоятельство иногда ставит перед исследова­телями вопрос: является ли модерн собственно архитектурным стилем, т.к. «стиль» - это и есть специ­альная система художественных форм?

Модерн знает два типа декора. Первый - декор, непосредственно сплавленный с конструкцией, неотделимый от неё, от функционального, его можно определить как декоративную интерпретацтию конструктивных или утилитарных элементов. Такой декор обычно пластичен. Это обрамления окон, оконные и дверные переплёты, перила лестниц, сливающиеся с плоскостью стены, а также рельеф, словно вырастающий из стен и уходящий в них. Второй тип декора - графический линейный орнамент, живопись, майоликовые панно - всегда подчёркнуто нефункционален и противопоставлен конструк­тивной форме.

Своеобразный стилевой отпечаток в образ зданий вносит графическая пластика металлического убранст­ва-литые или кованные решётки балконов, металлические козырьки над входами на фигурных кронштейнах. Их характерная прорисовка усиливает иллюзию движения формы или плоскости. В железной конструкции модерн усматривает сходство и со стеблем растения и с готической конструкцией (но не каменным сводом!). Железные детали и конструкции используются модерном, как и всякий другой материал, функционально и декоративно одновременно. Железо применялось в архитектуре на протяжении всего 19 в., но только модерн осознал, что не следует украшать железную арматуру, более того, что она сама может стать украшением, т.к. обладает богатей­шей гаммой декоративных свойств - ковкостью, извилистостью, лёгкостью, прозрачностью, а в сочетании со стеклом таит в себе неисчерпаемые художетственные эффекты.

После долгого забвения именно модерн вновь проявляет интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных и новых материалов. Он использует контрасты фактуры различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды штукатурки и обработки естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, штукатурка, майолика, облицо­вочный кирпич).

Заслуга модерна также в расширении цветовой палитры архитектуры, в смелом использовании активных цветов, глазурованной керамики, смальты, витражей. Он предпочитает чёткие лаконичные формы, крупные пят­на, ясные линии. Рисунок орнаментального узора или панно всегда легко обозрим. Но это не ясность классиче­ской формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной. Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, границу между ними иногда практически невозможно найти. Не смотря на ведущую роль функ­ционально-конструктивной основы зданий, функция красоты для модерна остаётся очень важной. Поляризация этих качеств вызвала появление двух принципиально отличающихся направлений модерна:

1) конструктивный или геометрический (школа Глазго в Шотландии, 1897-1909). Он характеризуется чистой геометрией форм, в сочетании с криволинейностью поверхностей декоративных элементов. Значительное влияние на него оказал японский стиль. (Здание школы Глазго в Шотландии)

2) декоративный, собственно «Ар нуво» (раньше всего проявился в Бельгии). Мотивы его заимствованы из природного окружения: конструктивные металлические элементы перетекают в обобщённые мотивы флори­стического орнамента в виде параллельных изгибающихся волнистых линий (экзотические растения с длинными стеблями, лилии, кувшинки, морские водоросли, плавно колеблющиеся в потоке океанских течений, восточные мотивы с бамбуком, хризантемами и павлинами). Излюбленным декоративно-скульптурным мотивом являются также маскароны с изображением женской головы с неимоверно длинными, распущенными струящимися волни­стыми волосами, напоминающими то ли языки пламени, то ли океанские волны. (Особняк Тасселя, 1892-93, ко­торый принято считать самым ранним зданием собственно модерна)

На ранних этапах господствовало декоративное направление модерна, на более поздних - конструктив­ное.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 538. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия