Тема 12. Русско-византийский стиль (официальное и неофициальноенаправления) В Европе с эпохи Возрождения, а в России со времени петровских преобразований единый поток развития архитектуры раздваивается на народное и профессиональное зодчество. На базе романтизма формируется мнение об искусственном прерывании Петром 1 художественного развития России и о необходимости возвращения к своим национальным истокам в архитектуре, т.к. вся архитектура основанная на традициях классицизма не соответствует местным нравам, обычаям, вкусам, климату и т.п. На фоне наличия «национального» готического стиля у Англии, отсутствие ярко выраженного своего национального стиля в России воспринималось с чувством некоторой ущербности. Поэтому многие архитекторы занялись его поиском. Первым обратилось к проектированию в псевдостилях царское правительство. По прямому заказу Николая 1, был создан «русско-византийский стиль»,ставший одним из материальных воплощений формулы «самодержавие, православие, народность». Эта триада отражала официальное понимание национальной идеи России и русского народа (народности), как производное от самодержавия и православия. Т.о. предполагалось, что не народ творец истории, а самодержавие как воплощённая идея народа. Русско-византийский стиль» («ретроспективно-русский стиль»)был основан на той идее, что именно из Византии Древняя Русь приняла христианство и именно оттуда пришёл канон крестово-купольного четырёхстолпного храма. Сущность стиля заключается в создании архитектурного образа на основе симбиоза форм средневековой русской архитектуры и элементов византийской архитектуры. Его создателем стал арх. Константин Тон. Обычно «русско-византийский стиль» представлен храмом, крестообразным или квадратным в плане, с огромным центральным куполом на 4 внутренних столбах, 4 малыми «апостольскими» куполами на углах, с закомарами над трёхчастными фасадами, венцами кокошников. Многое было взято из владимиро-суздальской и раннемосковской архитектурных школ. Одним из первых влиятельных шагов по утверждению русско-византийского направления в архитектуре стало строительство в 1837-1883 гг. в Москве храма Христа-Спасителя посвященного победе в войне 1812 г. по проекту К. Тона. В 1830-1840-е гг. не делается различий между терминами «русский», «византийский», «греко-российский» стиль - каждый из них использовался для обозначения «национального» стиля для России. В понимании К.Тона типом зданий олицетворяющих идею русского народа являются московские храмы 15-17 вв., отражавшие идею «Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать». Большое значение для распространения ретроспективно-русского стиля, основанного на московско-ярославском наследии 15-17 вв., в гражданских постройках 19 в. оказало возведение Большого Кремлёвского Дворца и Оружейной палаты Московского Кремля (1839-1849, арх. К.Тон по заказу Николая 1). — Обоснование К.Тоном через архитектуру идеи «официальной народности» вызвало появление «русского стиля» оппозиционного официальному направлению. Если «официально-академическое» направление «русского стиля» К.Тона опиралось на использование композиционных приёмов академического классицизма, только «одетых в русский костюм», то неофициальное «фольклорное» направление основывалось на изучении исконно народного творчества. Узоры, орнаменты, мотивы украшавшие предметы крестьянского быта, дерево как материал народной архитектуры становятся фирменным знаком этого направления, противопоставляемые академизму и отвлечённости классицизма. При необходимости применяются формы каменной, но допетровской, архитектуры, т.к. она тоже воспринималась как исконно народная. Неофициальное направление «русского» стиля оформилось к концу 1840-х гг., его родоначальником становится арх. Горностаев. После смерти в 1856 г. Николая 1 и пересмотра насильственно навязывавшихся идеологических нормативов, государственная власть в России окончательно теряет былое влияние на художественный процесс, а архитекторы получают возможность самостоятельно заниматься поисками национального стиля. Начинается расцвет неофициального, демократического направления «русского» стиля, самым ярким проявлением которого стало появление в 1860-70-х гг. «русского» стиля Гартмана-Ропета. Демократическое направление «русского» стиля в архитектуре родственно такому явлению как «народничество» в общественно-политической жизни страны. Гартман Виктор Александрович (1834-1873) проектировал в основном постройки массового назначения, или постройки, рассчитанные на обслуживание широких масс народа. Среди его сооружений - Проект городских ворот в Киеве (1869), Зал народных чтений для выставки 1870 г., Народный театр для выставки 1872 г., Типография Мамонтова в Москве (1872 г.), проект Морского отдела Русского павильона на Всемирной выставке в Вене 1873 г.,многочисленные загородные дачи (Абрамцево под Москвой,1872), а также огромное количество эскизов для художественной промышленности - мебели, ламп, люстр, самоваров и т.д. Сооружения Гартмана подчёркнуто декоративны обилием и красочностью разнообразной орнаментики. Простой в основе ных повторах и вариантах превращает поверхности стен в гигантские орнаментальные панно. Гартман использует подчёркнуто дешёвые «народные» материалы ~ дерево, холст, кирпич, майолика, которые не стремиться прикрыть штукатуркой, как того требовали правила классицизма. Ропет Иван Павлович (наст. Петров Иван Николаевич, 1844-1908) - начал работать в области прикладного искусства на мебельной фабрике, используя в качестве образцов для своих изделий народные мотивы, придумывая различных павлинов, петухов, рукавицы, топоры, пёстро разукрашенную резьбу. Свои навыки оформления деревянной мебели и обязательно деревянных интерьеров по народным мотивам Ропет к концу \И60-х гг. переносит на стены архитектурных сооружений. Стиль Ропета определился как стиль загородных дач и жилых домов полусельских окраин. В этом виде строительства он смог достич наибольшей характерности, найти законченные образы. Показателен его «Павильон России на Всемрной выставке в Париже в 1878 г.»,состоящий из сложного сочетания башен, крылец, галерей и др. объёмов, скомпонованных по строгим правилам классицизма, но щедро изузореные и пёстро разукрашенные по не менее строгим правилам «русского» стиля. Не менее красочны банм-«Теремаок» в Абрамцево (\%16-\87^) и Павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Несмотря на неповторимость построек в «русском» стиле Гартмана-Ропета, идеи народности, которые они хотели отразить, оказались слишком подчинёнными частностям, конкретным деталям. Мелочное, перенасыщенное, тяжеловесное (при всех вариантах), использование народных мотивов разрушает целостность впечатления. От чрезмерной дробности и детализации сооружения эстетически проигрывают. Эти особенности архитектурного образа сооружений были причиной появления в 1880- 90-гг презрительных кличек «петушиный стиль», «ропетовщина». Не смотря на это, творчество Гартмана-Ропета оказало огромное влияние на строительную практику России 2/половины 19 - нач. 20 вв. Их произведения оказались созвучными новому «городскому фольклору», обнаружив огромную жизнеспособность и заключённое в их основе здоровое начало. Мещанская архитектура, жилище городских низов - эта та область, в которой проявился здоровый симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества. Яркость красок, узористость, фантастичность и простодушность, импонировали вкусам городских низов, стали доступными для восприятия и воспроизведения в архитектуре широких слоев населения. 18
|