Студопедия — Идейные влияния
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идейные влияния






Необходимо отметить, что одна из особенностей возникновения отечественной социологии состоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, и многих других менее значимых мыслителей. Эти мыслители не могли не повлиять на те или иные концепции в Россию. Известно, что первым познакомил российских читателей с идеями Конта В.Н. Майков, опубликовавший в 1845 году статью «Общественные науки в России», где вслед за французским социологом поставил задачу формирования новой общественной науки о законах социальной жизни людей и народов.

Одной из ключевых фигур в социальной мысли России первой половины XIX был Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856), внесший своим знаменитым философическим письмом[39] 1829 года заметный вклад в направление социологического поиска. Без уяснения концепции Чаадаева невозможно понять как логику развития русской социальной мысли, так и ее нравственный пафос.

В письме Чаадаев рассматривал роль и место русского народа в истории цивилизации. Исходя из идеи единства истории человечества и ее законосообразного характера, рисует трагическую и безысходную картину российской жизни. У нас нет традиции, естественного прогресса, все основано на подражании и заимствовании, нам не хватает устойчивости, упорядоченности, внутреннего единства, мы живем без убеждений и правил.

В итоге он приходит к выводу о внеисторичности русского народа, выпадении его из общечеловеческой логики: «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошлого и будущего, среди плоского застоя»; «Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру»; «Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет» [Чаадаев П.Я. Полн. Собр. Соч.: В 2 т. – М., 1991. – Т.1. – С. 325, 326, 330].

Правда, в последующем он занял более оптимистическую позицию, утверждая, что у России есть возможность правильного социального выбора, связанного с решением проблем социального порядка и использованием плодотворных идей, накопленных человечеством.

Значение критических воззрений Чаадаева состоит в том, что он дал толчок для появления двух основных направлений русской социально-философской мысли – западничества и славянофильства. Они превратились в тот духовно-теоретический стержень, вокруг которого стали впоследствии формироваться многие социологические концепции. Главный пункт противоборства состоял в понимании сущности и путей социального развития России.

Наиболее яркие представители западнических концепций – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский – признавали приоритет общечеловеческих социальных образцов и моделей на основе западного рационалистического идеала и доказывали необходимость их насильственного внедрения. С точки зрения выявления идей, имевших социологическое значение, можно выделить: рассмотрение народов и классов в качестве основного субъекта социально-преобразовательных процессов; акцент на революционном характере изменений в обществе (особенно революционного крыла западничества); подчеркивание роли социальных конфликтов в жизни общества; стремление выявить единство мировой истории и определить ее закономерности.

Авторы славянофильских теорий – К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков – убеждали в необходимости естественного органического развития отечественной культуры за счет доминирования национальных ценностей, образцов, идеалов и традиций. Для российской социологической науки особое значение имели такие их идеи: признание особой роли духовной детерминации социального поведения людей; подчеркивание самобытности культурных типов; характеристика общины как основной экономической, социальной и культурной формы жизни в обществе; рассмотрение социальной эволюции как наиболее органичного типа развития и перехода общества от одного состояния к другому.

Различия в позициях западников и славянофилов пытался преодолеть Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885). Стремясь преодолеть недостатки и ограниченность каждого из двух основных направлений. Он своими идеями завершает предсоциологический этап и создает предпосылки для конституирования социологической науки. Главная его мысль состоит в необходимости нахождения таких форм и путей развития России, которые позволили бы органически сочетать лучшие достижения человечества. В работах ученого они выступают как европейский и национальный опыт. То и другое, взятое порознь ведет к негативным результатам. В статье «Наш умственный строй» Кавелин писал: «Принимая из Европы без критической проверки выводы, сделанные ею для себя из своей жизни, наблюдений и опытов, мы воображаем, будто имеем перед собой чистую, беспримесную научную истину, всеобщую, объективную и неизменную, и тем парализуем собственную свою деятельность в самом корне., прежде чем она успела начаться» [ Кавелин К.Д. Наш умственный строй. – М., 1989. - С. 316]. Чтобы этого не было, необходимо развивать самобытное начало собственной жизни, придающее ему «отличную от других физиономию», стремиться к высокой нравственности народа. «Только тогда у нас разовьется индивидуальное начало, когда народится на Руси нравственная личность, может измениться и наша печальная ежедневная действительность» [Там же. – С. 318].

Кавелин связывал общественный прогресс с внутренним саморазвитием личности, с нравственностью и культурой. В его трактовке прогресса как внутреннего саморазвития личности, а не изменения внешних социальных форм заложен переход к субъективистской социологии, которая стала одним из доминирующих направлений развития этой науки в России.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия