Студопедия — VIой Вселенский Собор и его вероопределение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

VIой Вселенский Собор и его вероопределение






Ответ

 

Царствование Ираклия (611-641) совпало с вели­чайшими военными опасностями: с севера им­перии угрожали славяне, которые после паде­ния императора Маврикия почти беспрепят­ственно захватили всю Грецию, а с востока вторга­лись персы. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во мно­жестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувство­вавшими персидскому завоеванию.

 

Сам император Ираклий хотел устранить­ся от активного вмешательства в этот труд­нейший вопрос. Помощником императора был константинопольский патриарх Сергий, который не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, т.к. две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и т.к. это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии. Так родился «моноэнергизм».

Новое догматическое учение сразу же встретило противодействие в лице св. Софрония Иерусалимского (хотя патриархом Иерусалимским этот святой был не последние годы даже, а только месяцы своей жизни) «так как это доктрины Аполлинария» (отрицалась полнота человечества Христа). Сама жизнь св. Софрония весьма драматична и богата всякими событиями. Он происходил из города Дамаска в Сирии. По­лучив образование в Дамаске, св. Софроний оставил его; подви­зался в монастырях Палестины, где он сблизился с Иоанном Мосхом (автор «Луга Духовного»), который стал его сподвижником. Затем Софроний пересе­лился в Александрию, после этого был в Ла­тинской Африке, где познакомился с преподобным Максимом Исповедником.

В Александрии св. Софроний, тогда еще простой монах, противостоял новой ереси, полемизируя с патриархом Киром алек­сандрийским. Он ясно доказывал Киру, что учение об одной богочеловеческой энергии, или действии, в сущности есть монофизитство. Но это не имело успеха. Патриарх отослал Софрония в Константинополь к патриарху Сергию. С патриархом Сергием Софроний также вел оживленные переговоры. Сергий писал в Рим к папе Гонорию. Тот в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некото­рые новые предложения, а именно – не рас­суждать о единой или двух энергиях, а сосре­доточиться на выработке учения о единой воле во Христе. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм.

Патриархом Сергием новое учение было переформулировано. Император Ираклий упорно желал остаться в стороне от вероисповедных баталий, но в кон­це концов патриарх Сергий принудил его под­писать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях,т. е. отменявший то учение, ко­торое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название «Экфесис», т. е. буквально – «изложение веры». Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известительное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (такие послания каждый раз, по тради­ции, посылались после интронизации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается православное учение о двух действиях – Божественном и челове­ческом, и двух волях – Божественной и чело­веческой во Христе. Доказывая наличие двух воль во Христе, Софроний утверждал, что в Нем каждая природа действует естественно по своему существу и только из этих действий мы познаем различие природ: наличие одной энергии или воли лишает это различие всякого смысла, превращая его в чистую абстракцию.

 

Но восстал новый противник – ислам. Почти все области, зараженные монофизитством, оказались под властью мусульман. Вскоре умирает патриарх Сергий и император Ираклий. Императором стал внук Ираклия Констант II. Он не оставлял надежды вернуть империи утраченное и это, по-видимому, побуждало его защищать монофелитство, ту вероисповедную формулу, кото­рая, как казалось, могла стать почвой при­мирения православных и монофизитов. Одна­ко, ввиду преобладания православия на тех территориях, которыми Констант реально об­ладал, в 648 году он из­даёт новый вероисповедный указ – «Типос», т. е. об­раз, образец. Он запрещает всякие дискуссии об энергиях и волях и как бы хочет успокоить бурю. Но вопрос уже не мог быть снят простым императорским запретом: он требовал настоящего разрешения. Тем более что на практике «Типос» означал запрет православным защищаться против официального монофелитства.

 

В этот новый период спора главным за­щитником православия явился преподобный Максим Исповедник. Защищая православие, он прошел грады, веси и даже континенты. В молодости был придворным со­ветником, но очень скоро оставил двор, став монахом на азиатском берегу Босфора; затем, избегая персидской опасности, он покинул свой монастырь, ушел в Александрию. Из Египта он направился в латинскую Африку, где стал организатором сопротивле­ния новой константинопольской ереси. В это время в латинской Африке находился низло­женный по политическим причинам констан­тинопольский патриарх Пирр. Состоялся дис­пут преподобного Максима Исповедника с бывшим пат­риархом Пирром. Патриарх признал себя побежденным, и, будучи преж­де монофелитом, перешел на сторону право­славия, хотя, как выяснилось, не оконча­тельно. Впоследствии он опять перебежал к монофелитам.

 

В латинской Африке преподобный Максим Исповедник организовал несколько соборов, которые все высказались против монофе­литства. Преподобный Максим не был латинянином, но его богословие было определяющим для догматического учения этих поместных собо­ров (Именно в чело­веческом изволении, в изволении, совершен­ном по человеческому естеству, в согласова­нии с волей Божественной, и состоит, как показывает преподобный Максим Исповедник, тайна нашего спасения).

 

Затем Максим отправился в Рим. Во время пребывания преподобного Максима в Риме только что избранный без утверждения константинопольского императо­ра римский папа св. Мартин Исповедник со­звал поместный собор в 649 г. (Латеранский – по названию папского дворца, где он заседал). Однако, как и на соборах в латинской Африке, здесь главенствовал преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство. Прибывший в Рим во­енный наместник императора, который дол­жен был арестовать папу Мартина, предпочел вместо этого взбунтоваться и провозгласить самого себя императором – узурпация под знаменем защиты православия. Впоследствии император Констант наложил свою руку на непокорную Италию. Папа Мартин был арестован и затем был доставлен в Константинополь, где состоялся судебный процесс. С самого на­чала суд имел чисто политический характер. Вероисповедные убеждения папы никого не интересовали. Он был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Крым.

 

Если религиозные взгляды папы Мартина никого не интересовали, то преподобного Максима Исповедника всячески стремились склонить к компромиссу, ибо власти сознавали, что именно он – истинный возглавитель право­славных. В 662 году в Константинополе был собор, на котором его принуждали к отречению. Преподобный Максим был непрекло­нен и за это подвергся тяжким мучениям.

 

Созыву VI Вселенского Собора предшествовала переписка с ведущими кафедрами, прежде всего первой по чести во Вселенской Церкви Римской Кафедрой. По этому поводу в Риме был созван поместный собор, который как бы задал тон решениям, подлежащим утверждению на VI Вселенском Соборе в Константинополе.

 

VI Вселенский Собор был открыт в Константинополе под председательством императора Константина Погоната 7 ноября 680 г. На защиту монофелитства в первые же заседания выступил Антиохийский патриарх Макарий, самый ревностный из монофелитов. Ему возражали папские легаты, патриарх Константинопольский Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий, несмотря на все убеждения, не хотел отказаться от ереси, в результате чего был осужден Собором и низложен. Все прочие участники Собора, даже если они поначалу разделяли воззрения монофелитов, по ходу его перешли на православную сторону. Подавляющее большинство отцов Собора вовсе не ограничилось пассивным присоединением к римским решениям. Эти решения были подвергнуты рассмотрению так же, как и прочие предоставленные документы. Результатом работы было, с одной стороны, издание вероопределения Собора, которое утверждало православное учение о двух волях и двух действиях во Христе, а с другой стороны – осуждение еретиков. Анафема была произнесена на Феодора, Сергия, Гонория, Пирра, Павла, Кира, Петра, Макария, Стефана и Полихрония.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия