Студопедия — Тема 62. Кризисные явления в народной художественной культуре: декоративно-прикладное искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 62. Кризисные явления в народной художественной культуре: декоративно-прикладное искусство






Судьбу народной художественной культуры в условиях кризисных явлений можно проследить на примере народного декоративно-прикладного искусства. Для этого необходимо ответить на вопрос, как спасти, например, народные промыслы (являющиеся одной из организационных форм народного искусства) от потребительского отношения, ведущего их, по сути, к гибели.

Важно показать, как штампованные сувениры, выпускаемый суррогат (имитирующий народное искусство), кич (китч, от немецк. Kitsch - «безвкусная массовая продукция», имитация уникальных изделий) вытесняют традицию профессионализма, столь важную в традиционном искусстве.

Кстати, кич проник и в песенно-музыкальную народную художественную культуру: известны примеры коллективов, использующих псевдонародную традицию исполнения.

Необходимо выявить, почему для народного искусства важно сохранять своеобразие и технологической стороны народного искусства. В настоящее время технология, как правило, нарушается, народный образ искусства искажается.

Следует продемонстрировать на конкретных примерах, как под знаком «сохранения и возрождения народной традиции» беспринципно эксплуатируется традиция.

Это, например, применение оргалита и фоторепродукции искажают настоящую эстетическую природу и своеобразие знаменитой лаковой миниатюры.

Разрыв традиционной цепочки изготовления изделий - использование, так называемого, «белья» (полуфабриката). Например, в Жостово теперь привозят заготовки подносов для росписи и не делают их на месте, как это было раньше.

Подобные примеры есть и в искусстве других народов России. Так, известно, что в Дагестане, замечательная традиция работы с серебром, что касается золота, то оно использовалось крайне редко, в исключительных по своему значению вещах. Но сегодняшние мастера обращаются к золоту чаще, при этом позолота нередко используется для того, чтобы скрыть погрешности в работе, профессиональную небрежность, отсутствие творческой фантазии.

Сходная судьба постигла и знаменитое дагестанское ковроделие, где стали активно использовать нетрадиционные красители. Ранее при изготовлении ковров использовалась шерсть, окрашенная исключительно естественными природными красителями. Как правило, окрашивание осуществлял сам мастер, тонко чувствующий своеобразие колористики, благодаря чему создавалась цветовая гамма, обеспечивающая взаимосвязь цвета и художественных особенностей орнамента. Ныне нередко используются синтетические красители, которые весьма часто создают нетрадиционные оттенки, противоречащие стилистике колористического решения и специфике декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Прежде народный мастер, как правило, сам вступал в непосредственный контакт с потребителями своего изделия, получая радость от общения с людьми и признания собственного мастерства. Контакт с потребителями претворялся в новый творческий опыт, реализовывался в утверждении национальных исторических и эстетических традиций творчества. В настоящее время такой контакт утрачивается почти повсеместно, поскольку реализацией произведений народной художественной культуры, как правило, занимаются посредники.

Народное искусство ломается изнутри. Утрачивается связь поколений в семье народного мастера, а использование нетрадиционных технологий и материалов приводит к ломке колористического строя, орнаментального ритма и других составляющих народной эстетики.

Утрата критериев подлинности приводит к тому, что подделки под «народное» искусство наводнили, засорили этнокультурное пространство России, нанося ущерб духовному здоровью народов.

В современных условиях складывается своеобразная цепочка явлений: нанесение ущерба народному искусству есть нанесение вреда подлинному искусству, а это приводит к нанесению экономического ущерба и народному искусству, и государственной экономике.

На современное состояние традиционной народной культуры влияет и позиция государства, которое недостаточно защищает подлинное искусство мерами государственного и законодательного характера. К этому выводу приводит анализ некоторых постановлений и законодательных актов государства, затрагивающих интересы народной культуры, демонстрирующих непоследовательность и недостаточность.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 212. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия