Студопедия — Тема 39. Функции народной художественной культуры в советский и постсоветский (современный) периоды.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 39. Функции народной художественной культуры в советский и постсоветский (современный) периоды.






Изменение, эволюция функций народной художественной культуры происходила не только в досоветский, но и в советский и постсоветский периоды. Так, в СССР в 30-40-е годы XX в. наблюдается почти повсеместный разрыв народного искусства с традиционным укладом жизни народных масс, что привело к разрушению его традиционной функциональной системы.

В советской народной художественной культуре происходило следующее:

· функции народного искусства определялись не столько спонтанным, органическим развитием народного творчества, сколько активными формами управления народной художественной культурой, запретными мерами, особенно тех видов, которые отождествлялись с религиозными верованиями, с церковной обрядностью;

· происходила этатизация, то есть, огосударствление народной художественной культуры и идеологизация, подчинение ее конъюнктурным задачам культурной революции, на нее распространялась политика «социального заказа».

Новые функции народного искусства, направленные на укрепление общественно-политической системы, оказались следствием внедрения в жизнь народа новых форм организации его трудовой деятельности и массовой художественной самодеятельностью.

Эти процессы фактически возглавлялись работниками культурно-просветительных учреждений, чья деятельность регламентировалась различного рода многочисленными инструкциями.

Становлению новой функциональной системы способствовали помпезные фестивали, цензурируемые (то есть, контролируемые государством) «смотры» художественной самодеятельности и выставки произведений декоративно-прикладного искусства, пропаганда произведений официального содержания.

В противоположность господствующей этатизации (укрепление роли государства) народного искусства, с 70-80-х годов XX в. наблюдается тенденция возрождения интереса к подлинной народной художественной культуре, к аутентичному фольклору, что способствовало оживлению латентно (то есть, в скрытом виде) сохранявшихся традиций в самой народной среде.

В современной (постсоветской) социокультурной среде:

  • существенно изменились, если не исчезли совсем связи народного искусства с не обрядовой сферой, с повседневным бытом, поэтому сократились и его прикладные функции, уступив место возросшим эстетической и развлекательной функциям;
  • современная народная художественная культура в целом приобретает рыночный, коммерческий характер, ориентируется на невзыскательный потребительский вкус;
  • система современного народного искусства не ограничивается традиционными видами и формами коллективного творчества, но развивается и в русле народно-профессионального мастерства (декоративно-изобразительного искусства, народно-инструментальной музыки, любительского театра и др.);

Происходит сужение сферы бытования традиционного фольклора, развиваются различные формы адаптации и трансформации традиционных видов народного искусства.

Все расширяет сферу функциональности народного искусства, усиливается проявление его новой, так называемой, экологической функции. Поскольку сохраняющиеся виды народного искусства способствуют охране естественной художественной и природной среды в современной культуре, то экологическая функция в наше время становится очень важной.

Развитие национального самосознания русского и других народов России на современном этапе способствует возрождению некоторых народных традиций, оживлению, хотя и в трансформированном виде, некоторых функций народного искусства. Одновременно существенно сокращается сфера действия исконных, универсальных её функций:

· формирование целостной картины мира – теперь это делает наука

· нормативно-ценностное регулирование жизни общины, сообщества, индивида – в настоящее время это осуществляется семьей и государством;

· усиление декоративно-эстетической функции при утрате значительной части семантического функционального спектра: например, смысл некоторых орнаментов понятен теперь только ученым;

· усиление функции сохранения памяти о прошлом семьи, рода, предков (в масштабах общества - охрана культурного наследия);

· начиная с нового времени функционирование, развитие, субкультур (например, профессиональных, возрастных).

Таким образом, анализ социальных функций народной культуры по отношению к таким глобальным системам, как общество, личность, культура в целом указывает на их динамику, развитие.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 298. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия