Студопедия — Тема 34. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 34. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры






В рамках теории народной художественной культуры танец относится к акциональным (action- действие, движение) формам фольклора.

Танец существует только в момент исполнения и затем остается только в памяти зрителей. Его также называют нефиксированной формой народной художественной культуры.

Основные составляющие танца:

· движения, жесты, мимика, положения тела, соответствующие тому образу, который он представляет;

· специальные одежды, маски, ритуальная окраска (если требуется), другая атрибутика;

· аккомпанемент определялся исторически: сначала топот, хлопанье в ладоши, игра на простейших музыкальных инструментах (барабаны, дудки, свирели и т.п.); в некоторых танцах используются бытовые предметы (чаша, платок, пляпа и др.).

Танцу присущи черты, характерные фольклору, народной художественной культуре в целом:

· коллективность – хотя первоначальное авторство танца очевидно, но народ отбирал те его характеристики, которые посчитал важными;

· народность – его создал и сохранил народ (в противоположность, например, салонному танцу);

· вариантность – способность танца существовать в разных вариантах у одного и того же этноса;

· инвариантные признаки – хотя есть разные варианты, но в них сохраняется то, что отличает национальный танец (русский, шотландский и т.п. танец вообще)

· этничность – отражение типичного национального начала – воинский дух, доблесть, гордость, патриотичность и т.п.: казачьи пляски, грузинские «хоруми», «берикаоба» и др.;

· импровизационность – свобода импровизации для одного и того же образа с помощью разных выразительных средств;

· реализация определенного сенсотипа личности, то способа создания и восприятия танца (например, африканский называют музыкально-хореографический, а европейский – визуально-куммуникативный; первый основан на зрительном восприятии, а во втором вхождение в этнохореографию опосредовано письменной культурой и языком).

 

Функции этнического танца (реализуются в конкретно-исторических условиях):

· социальная;

· эстетическая;

· культовая;

· рекреационная;

· развлекательная и др.

В танце окружающий мир и его связи отражаются по-разному – с помощью драматического действа или условно (знаковая природа народного танца). Для успешного овладения танцевальным мастерством необходимо:

· усвоить язык, позы, жесты, имеющие в каждом этнотанце свою семантику (значение);

· понимать содержание определенных возгласов, пантомимическую игру;

· важно знать соотношение темпа, ритма, пространства, рисунка, композицию танца;

· движения и жесты танца имеют условный характер:

а. принадлежащие к одной этнической культуре понимают его семиотическую, то есть знаковую природу (например, в русской культуре женская красота воплощается через образ березы, лебедя, а мужчины в зависимости от характера образа – сокол, орел, петух, медведь и т.п.);

б. принадлежащие к сходной культуре, но к разным этносам также могут понять семиотику ряда танцев (например, образ всадника будет понятен всем, кто знаком с лошадью)

в. в разных культурах один и тот же символ может иметь одно и то же значение (например, круг как универсальная древняя форма танца) является знаком солнца (русские круговые танцы, ритуальное кружение суфиев в Турции и многие другие);

· танцы с подскакиванием у славян (в соответствии с принципом магии «подобное вызывает подобное», чем выше прыжки, тем выше будут расти полезные растения);

· несмотря на различия, сходные географические условия порождают сходные способы создания образов в этнотанцах разных стран (например, танец орла);

 

Этнохореография использует разные принципы классификации танцев:

· обрядовые, бытовые, сюжетные и бессюжетные, индивидуальные, парные, коллективные;

· кроме того – это мужские, женские, смешанные и др.

 

Таким образом, народный танец, как мелодическое и ритмическое выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия