Студопедия — III. Поэтический синтаксис
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III. Поэтический синтаксис






 

Повторы – стилистические признаки, присущие художественной речи.

Анáфора (в пер. с греч. - вынесение вверх, повторение)- единоначатие – приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф.

 

Только вечер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полёт,

Только кровь, что наполнила вены,

Закипающим гулом поёт.

Э. Багрицкий

 

Эпúфора (в пер. с греч. - повторение) – фигура, противоположная анáфоре, повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

 

Там жених с невестой ждут, -

Нет попа.

А я и тут.

Там младенца берегут,-

Нет попа, а я и тут.

А. Твардовский

 

Градация (в пер. с лат. gradatio - постепенное возвышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

 

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

О. Мандельштам

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытия.

Б Пастернак

В данном примере градация сочетается с повторами (анафорой – до).

 

Эллипсис (в пер. с греч. - выпадение, опущение) – пропуск во фразе какого-либо слова. Легко подразумевающегося, чаще всего подлежащего или сказуемого.

 

Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня.

А.С. Пушкин

Инверсия (в пер. с греч. - перестановка) – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил.

А.С. Пушкин

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах.

Ф. Тютчев

 

Риторические фигуры (ораторские) – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, не имеющий лирико-эмоциональное значение.

 

Куда ты скачешь гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

А. Пушкин

 

Риторическое восклицание – восклицание, усиливающее эмоциональное восприятие.

 

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

Ф. Тютчев.

Риторическое обращение – эмоциональное обращение, сочетающее в себе восклицательную и вопросительную интонацию.

 

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

С. Есенин

Умолчание – поэтическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её.

 

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

И близ Кавказа рождена.

А. Пушкин «Бахчисарайский фонтан».

 

Из всех средств создания художественного эффекта (или образа) особо выделяется метонимия. Она, как правило, не несёт в себе художественной нагрузки, не создаёт образности, не является тропом. Метонимия отражает специфику русской речи – отражает её подвижность, изобретательность. Метонимия служит сокращению языковых средств, лаконизации речи, в том числе и поэтической.

 

Метонимия (в пер. с греч. - переименование) – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Различают метонимию места (Москва охотно читала нового поэта), метонимию средства (он превосходно владел пером и шпагой), метонимию признака (всегда дрались до первой крови) и другие.

Серые шлемы

С красной звездой

белой ораве

крикнули:

- стой!

В. Маяковский

 

Вагоны шли привычной линией

Подрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие

В зелёных плакали и пели. А. Блок

Синекдоха (соотнесение) – вид метонимии, при котором заменяются слова и понятия, обозначающие количественные отношения, вместо целого упоминается часть или единственное число называется вместо множественного.

 

Мне

и рубля

не накопили строчки.

В. Маяковский.

 

 

Каждое конкретное стихотворение, безусловно, сложнее и искуснее самых продуманных схем. Тайна творчества всегда остаётся до конца не разгаданной. При аналитическом разборе можно лишь увидеть механизм создания тонкой поэтической материи и оценить его оригинальность (или, напротив, традиционность, почти трафаретность). На основании анализа поэтики произведения профессиональные критики выносят свою оценку творческой индивидуальности художника. План анализа поэтики произведения

1. Выберите стихотворение (можно любой отрывок художественной прозы), отвечающее Вашим эстетическим пристрастиям.

2. Внимательно, лучше дважды, прочитайте стихотворение. Определите тему, идею произведения.

3. Вникните в суть образной поэтической системы (структуры) стиха; задумайтесь над тем, как, какими поэтическими средствами она создаётся?

4. Какой художественный образ доминирует? Какое сравнение представляется Вам удачным?

5. Проведите подробный анализ поэтики, исследуя средства создания художественного эффекта (создания образа):

а) фонетические средства: аллитерация, ассонанс;

б) морфемные: префиксальный, суффиксальный, корневой;

в) лексические: синонимия, неологизмы и т.д.;

г) сравнения: прямые, отрицательные, развёрнутые;

д) метафоры;

е) другие тропы: гипербола, литота, оксюморон, перифраз;

ж) олицетворение;

з) эпитеты метафорические;

и) эпитеты изобразительные;

к) эпитеты лирические;

л) метонимию: места, средства, признака, синекдоху;

м) поэтический синтаксис: повторы, градация, эллипсис, инверсия;

н) риторические приёмы: восклицание, вопрос, умолчание.

 

6. Сделайте вывод о:

а) метафорическом;

б) изобразительном;

в) лирическом планах стихотворения.

 

Обратимся к стихотворению Беллы Ахмадулиной. Стихи этого поэта трудно поддаются рациональному анализу. И тем не менее:

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия