Студопедия — Невыразимая печаль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Невыразимая печаль






Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена

Истомой - сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.

Немного красного вина,

Немного солнечного мая –

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

Вот Владимир Хлебников:

 

Весны пословицы и скороговорки

По книгам зимним проползли

Глазами синими увидел зоркий

Записки стыдесной земли

Сквозь полёт золотистого мячика

Прямо в сеть тополёвых тенет

В эти дни золотая мать-мачеха

Золотой черепашкой ползёт

 

Не менее выразителен и труден для восприятия ранний Борис Пастернак:

 

Не трогать

 

«Не трогать, свежевыкрашен»,-

Душа не береглась,

И память – в пятнах икр и щёк,

И рук, и губ, и глаз.

Я больше всех удач и бед

За то тебя любил,

Что пожелтевший белый свет

С тобой – белей белил.

И мгла моя, мой друг, божусь,

Он станет как-нибудь

Белей, чем бред, чем абажур,

Чем белый бинт на лбу!

О чём эти стихи? Согласитесь, не так уж просто ответить на этот вопрос. Переведите поэзию в «нормальную» человеческую речь – и они сразу потеряют своё очарование.

Главное в поэтическом творчестве – его неповторимость, оригинальность. Поэтический язык отличается от разговорного, научного, даже литературного. Последний строго придерживается норм (от грамматических до орфоэпических). Литературная речь свободна от иносказательности, иначе она может быть превратно истолкована. Попробуйте в прогнозе погоды на телевидении заговорить хлебниковским языком о «весны пословицах и поговорках»! Это вызовет лишь раздражение и недоумение большинства телезрителей. Все средства массовой информации (СМИ) обязаны вещать на чистом литературном языке.

Поэты же, напротив, ценны заведомо «ненормальным» языком сравнений и метафор. Бытует мнение, что поэтический (художественный) язык не поддаётся расшифровке, анализу. Это не так. Профессиональный филолог (и просто грамотный читатель) знаком с языковыми приёмами (средствами) создания художественного стиля, более узко – художественного образа.

Таких приёмов (средств) несколько: фонетический, морфемный, лексический, тропы (сравнения, метафоры, эпитеты), метонимия, поэтический синтаксис.

 

Напомним основные термины поэтики. При составлении данного раздела «Пособия» использовался «Поэтический словарь» под редакцией А.П. Квятковского (М., Сов. Энциклопедия, 1966)

 

I. Фонетический II. Лексический III. Морфемный

 

I. Аллитерация (от лат. ad – к, при, со и littera – буква, собуквие) – приём усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков

 

В ечер. В зморье. Вздохи в етра.

В еличавый в озглас в олн.

Б лизко б уря, в б ерег б ьётся

Ч уждый ч арам ч ерный ч елн…

К. Бальмонт

 

Заметим, что с помощью аллитерации строка может «волноваться», «чахнуть», «шипеть», «рычать» и т.д. Именно в таких случаях создаёт художественный эффект, образность речи.

 

Ассонанс (в пер. с франц. assonance - созвучие) – повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха.

 

У наших у шки на мак у шке

Чуть у тро осветило п у шки –

И леса синие верх у шки –

Французы т у т как т у т.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Ассонанс служит различным целям, он может создать «настроение» стиха: шутливое, тревожное. С его помощью строка «аукает», «охает», «стонет», «воет».

 

Заумь, или заумный язык – язык, «не имеющий определённого значения» (А. Кручёных), непонятный даже для самих его сочинителей. Поэты - заумники широко используют звукопись, морфемный и лексический способы создания поэтического эффекта

 

 

Лельга, оньга, эхамчи!

Ричи чичи чичичи!

Лени нули эли али!

Бочикако никако,

Никакоко кукане!

Кукарики кикику!

Папа пупи пигиги!

Мород, мород, миучали

Капа, капа, кап!

Эмч, амч, умч!

Думчи, дальчи, дольчи! В Хлебников

 

Звукопись - условный термин для одного из видов инструментовки стиха, соответствие фонетического состава фразы изображаемой картине. Звукопись с помощью аллитераций и ассонансов подчёркивает образную законченность поэтической фразы.

 

 

Пусти меня, отдай меня, Воронеж!







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 1265. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия