Значение образования для проповедникаЕдва ли нужно доказывать пользу образования. Но в отношении проповедников иногда приходится слышать мнение, что образование дляних не является обязательным. Обычно указывают на пример тех апостолов, которые были простыми рыбаками. Но при этом забывают о том, что эти рыбаки по тому времени были грамотными людьми, кроме того, они три с половиной года находились в школе величайшего Учителя, Какой когда-либо жил на земле, много путешествовали и стали авторами богодухновенных книг. Иногда высказывается также мнение, что образование удаляет от простоты Христовой, ослабляет непосредственность чувства и охлаждает пламя веры. При этом указывают на некоторых проповедников, проповедь которых превратилась в чтение сухих и неудобоваримых лекций. Схоластическое образование некоторых семинарий и академий исторических церквей, без которого ни один из священнослужителей не допускается к служению и проповеди, приносит действительно мало пользы. Это то знание, которое "надмевает" (1Кор.8:1) и, как буква, умерщвляет дух. То, что образование (приобретение знаний) является полезным и в деле проповеднического служения доказывается двумя яркими примерами из библейской истории. Для выполнения Своего великого плана - освобождения Израиля Господь избирает пророком и вождём народа Моисея, с детства познавшего при дворе фараона всю египетскую мудрость. Аналогичный пример мы находим также в Новом Завете. Для великого дела проповеди Евангелия среди язычников и утверждения на земле Церкви Христовой Господь избирает Павла - мужа, учившегося у Гамалиила, великого богослова. Павел хорошо знал также и греческую поэзию и философию (Деян. 17:28). И Сам Христос признаёт пользу образования для деятелей Царствия Божия, когда говорит, что "всякий книжник (образованный человек), наученный Царству Небесному, выносит из сокровищницы своей новое (учение Христа) и старое" (свои знания - Мтф.13:52). В нашем случае мы должны делать различие между богословием и общеобразовательными науками. Польза от общеобразовательных наук двоякая: Во-первых, науки развивают наши умственные способности и, в частности, способность логического мышления (логика, история, философия и т.п.) и нашу речь (грамматика, культура речи, история, литература). Во-вторых, обогащают нас полезными знаниями (география, история, психология, педагогика и пр.). При этом заметим, что проповеднику полезно также знать основы медицинских знаний (гигиену, оказание первой помощи, правила ухода за больным). Богословие имеет для проповедника большое значение. Оно даёт ему возможность глубже и шире изучать Библию и всё, что относится к ней. Богословие - это учение о Боге, о Слове Божием, о вере и её догмах (основных истинах). Под богословием (теологией) в настоящее время подразумевается вся совокупность религиозных дисциплин, изучающих Библию и основоположения христианской веры. Первой и главной частью богословия является догматика (догматическое богословие), рассматривающая отдельные догмы (основные истины) христианства и их связь между собой. Систематическое изложение основ веры полностью должно основываться на духе учения Библии. Нравственное богословие (моральная теология) излагает и предписывает принципы, нормы и правила христианского поведения: это дисциплина об осуществлении большого согласования жизни христианина с учением Евангелия, о ведении добродетельной жизни и искоренении пороков, о единении с Богом и Его Церковью. Она ставит и разрешает конкретные вопросы христианской этики. Библейское богословие включает в себя изучение древних языков, на которых написаны книги Библии, а также Введение в Библию и экзегетику. Экзегетика (герменевтика) - это учение об истолковании и 'объяснении текста книг Священного Писания. Введение в Библию знакомит с историей Библии и её книг и с их содержанием. Пастырское богословие, в общем смысле, определяется как пастырская забота о душах, и является в основном практическим пособием для служителей Церкви. Оно определяет порядок проведения богослужений и духовную деятельность служителей Церкви. К пастырскому богословию примыкает гомилетика - учение о проповеди. Апологетика - теоретическая и практическая защита, оправдание и обоснование христианского учения. История христианской церкви - это история возникновения и развития различных религий по столетиям в разных странах. Признавая пользу образования и знания, ап. Павел неоднократно увещевает Тимофея: "занимайся чтением, наставлением, учением.., вникай в себя и в учение" (1Тим.4:13-16).Изучение всех этих предметов может принести пользу только при том условии, если любовь к Богу и Его Слову будет занимать в сердце проповедника первое место (1Кор.8:3). Тогда он во всякий момент будет готов, подобно ап. Павлу, всё "почесть тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" (Фил.3:8).
|