Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






WHAT IS LAW


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 504



Объект – фрагмент реальной действительности, который подлежит изучению в данной области знания. Объект всегда внешен по отношению к исследователю. Много споров о предмете социологических исследований. Во многом это объясняется неоднозначностью понятия «социальное». С одной из точек зрения социальное - общественное. Социальная реальность – общество в целом. Социологи отождествляли социологию со всем обществознанием. Выход из кризиса был в начале ХХ в., когда выделили специфичный для социологии объект исследования - не общество в целом (обществознание), не общие законы его бытия и развития (социальная философия), а одну из частных сторон общественной жизни. Социология превращалась в науку аналитического типа. Так, для одного из родоначальников социологии и человека, который возглавил первую кафедру социологии во Франции - Эмиля Дюркгейма (1858-1917) - «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) социальная реальность - это вся область надындивидуальной жизни общества.

Она представлена:

1. коллективными (общественными) способами действия, мышления и чувствования: законодательством, обычаями, языком, религиозными и моральными нормами и т.п

2. коллективными формами бытия, сложившимися в данном обществе формами общения, спецификой расселения, плотностью населения и его подвижностью и т.д. Для этой социальной среды (сферы) характерно: строгая объективность существования, независимость от индивидов и строгая принудительность и обусловленность жизни индивидов.

Вот так интерпретируемая социальная реальность и является, по определению Дюркгейма, "собственной областью социологии", сосредотачивающейся на исследованиях генезиса и функционирования конкретных социальных явлений и социальной среды в целом. Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. После рождения индивид усваивает сложившиеся традиции и обычаи, которые существуют объективно. Вследствие объективности этих факторов и их давления индивид действует определенным образом. А общество и есть совокупность социальных фактов.

В целом социология тогда делилась на три основные отрасли: социальную морфологию (исследует общественную структуру, материальную форму), социальную физиологию (исследует “жизненные проявления обществ” – социология религии, социология морали, юридич. социология, эконом. социология) и общую социологию (устанавливает наиболее общие законы - философская сторона науки).

На него повлияли идеи, прежде всего, французского просвещения (Монтескье, Кондорсье, Руссо, Сен-Симон, Конт), этика Канта, и, в частности, философ Вундт.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма» выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок;

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с онтологическим. Поскольку общество - часть природы, следовательно, социология подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Общество не есть результат договоренностей индивидов, и оно легко могло бы погибнуть, будучи раздираемым противоречащими друг другу интересами отдельных людей. Следовательно, в обществе есть нечто большее. Дюркгейм в этой связи вводит понятие коллективной совести, то есть по сути общественного сознания, способствующего объединению людей. Такое объединение Дюркгейм называет солидарностью. Труд "Самоубийство" интересен в первую очередь тем, что Дюркгейм анализирует наиболее индивидуальный акт самоубийства как то, что в конечном счете так или иначе обусловливается социальным окружением.

Другая трактовка содержания социальной реальности была в те же годы предложена австрийским социологом Людвигом Гумпловичем (социал-дарвинист) (1838-1909) – «Раса и государство», «Расовая борьба», «Основы социологии». Отправной тезис его концепции состоял в том, что элементарными клеточками общества являются не отдельные индивиды, а их так или иначе организованные совокупности - общества и группы, вне которых человека нет. Социальное же - это область взаимоотношений как этих общественных коллективов, так и самих людей, выступающих в качестве членов этих коллективов. Соответственно, по мысли Гумпловича, задача социологии состоит в изучении самих первичных элементов - групп; человека как продукта и члена этих групп; социальных процессов как процессов взаимодействия групп и личностей, их представляющих. Предмет социологии - изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Взаимоотношения между группами Гумплович изображает как непрерывную и беспощадную борьбу. С его точки зрения, основной социальный закон - это «стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству». На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т. е. группами, разделенными антропологическими и этническими признаками. Если вначале побежденные орды физически уничтожались, то впоследствии они стали порабощаться победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. Наиболее общее деление социальных групп у Гумпловича - это деление на господствующих и подчиненных, причем и те и другие обладают стремлением к власти. Конечной причиной всех социальных процессов, в том числе конфликтов, он считает стремление человека к удовлетворению материальных потребностей.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формування правописних умінь | Injured; insurance; penalty; conduct; fear; takes advantage; offences; purpose; condemn; enable; set; charged with; offenders
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.188 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.188 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7