Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Chapter Six


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 561



 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос 1: Что является первостепенной обязанностью рабов Аллаха?

 

Ответ. Первостепенной обязанностью рабов Аллаха является познание того, ради чего Аллах создал их и относительно чего Он взял с них обещание, познание того, зачем Он направлял к ним Своих посланников и зачем ниспосылал им Свои Писания, познание того, ради чего были созданы мир этот, мир иной рай и ад; и из-за чего придёт Бедствие (аль-Хакка)[15] , и наступит День воскресения, и будут установлены Весы, и разлетятся книги с записями дел и выяснится, что одни оказались счастливыми, а другие - злосчастными и, наконец, познание того, ради чего распределяется свет.

Аллах Всевышний сказал:

«А у того, кому Аллах не дал света, нет света.?»

(Свет, 40)

 

Вопрос 2. Ради чего было создано всё сущее?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«А создали Мы небеса, и землю и то, что между ними, не ради забавы: Мы создали (небеса и землю) только ради исти­ны[16], но большинство их[17] не знает.»

(Дым, 38-39)

«А создали Мы небо, и землю и то, что между ними, не понапрасну: думают так (лишь) те, кто не уверовал»

(Сад, 27)

«И создал Аллах небеса и землю ради истины[18] и чтобы воздалось каждому человеку за то, что он совершил, и не будут они обижены.»

(Коленопреклонённые, 22)

Аллах Всевышний также сказал:

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонились Мне.»

(Рассеивающие, 56)

Вопрос 3. Что означает слово "раб'( абд)?

Ответ. Если подразумевать под "рабом" порабощённого, иными словами, подчинённого и покорённого, то в этом смысле название "раб" применимо к любым сотворённым существам, обитающим в высших или низших мирах, будь то нечто обладающее разумом или лишённое его, влажное или сухое, пребывающее в движении или в покое, явное или скрытое, будь то верующий или неверный, праведный или нечестивый, и так далее. Всё это принадлежит Аллаху Всемогущему и Великому, подвластно Ему, подчинено Ему и управляется Им, и всё вышеупомянутое следует тому, что ему предписано, всё имеет свой предел, кото­рого оно достигнет, и свой срок, которого оно не продлит ни на миг

«таково предопределение Всемогущего, Знающего»

(Йасин, 38)

и таковы результаты управленияСправедливого, Мудрого.

Если же под словом раб (абд) подразумевается поклоняющийся (Габид), любящий и проявляющий покорность, тогда это касается только верующих, являющихся теми Его рабами, которые были почтены Им, и близкими к Нему богобоязненными созданиями, которым нечего бояться и которые не будут печалиться[19].

 

Вопрос 4. Что такое поклонение? Когда то или иное дело становится поклонением?

 

Ответ. Поклонением называются все те явные и тайные слова и дела, которые любит Аллах и которые угодны Ему, с одной стороны и непричастность ко всему несовместимому с такими словами и делами и противоположному им, с другой.

Дело становится поклонением тогда, когда совершенными в этом деле становятся две вещи: любовь и покорность.

Аллах Всевышний сказал:

«... но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее.»

(Корова, 165.)

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, опасаясь (Его кары)...»

(Верующие, 57

И Аллах Всевышний объединил между собой первое и второе, сказав:

«Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам (побуждаемые) желанием и страхом[20], и проявляли смирение пред Нами.»

(Пророки,90)

 

Вопрос 5. Что является признаком любви раба к его Все­могущему и Великому Господу?

Ответ. Признаком этого служит любовь раба к тому, что любит Аллах Всевышний, и его ненависть к тому, что вызывает Его гнев. Кроме того, признаком такой любви является то, что раб выполняет веления Аллаха, избегает запрещённого Им и проявляет дружеское расположение к тем, кто близок к Нему. Вот почему любовь и ненависть ради Аллаха надёжнее всего иного соединяют человека с верой, на что указывает содержа­ние благородного хадиса, приводимого в "Муснаде" имама Ах­мада и передаваемого со слов аль-Бара бин 'Азиба, да будет до­волен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

"Крепче всего связывает (человека) с верой любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха».

Ахмад и ат-Та6арани.

 

Вопрос 6. Как рабы Аллаха узнали о том, что Он любит и что является угодным Ему?

Ответ.Они узнали об этом благодаря тому, что Аллах Все­вышний направлял к ним Своих посланников и ниспосылал им Писания, повелевая делать то, что Он любит и что является угод­ным Ему, и запрещая то, чего Он не любит и что отвергает. Это и позволило им узнать о Его неопровержимых доводах и несрав­ненной мудрости.

Аллах Всевышний сказал:

«(Мы направляли) посланников как вестников блага и уве­щателей, чтобы не было у людей довода против Аллаха после посланников..»

Женщины, 165

Аллах Всевышний также сказал:

«Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи!", - (ведь) Аллах - Прощающий, Милосердный».

Семейство Имрана,31;

 

Вопрос 7. Сколько насчитывается условий поклонения?

Ответ. Есть три условия поклонения:

1 - Подлинная решимость, наличие которой является необ­ходимым условием самого осуществления поклонения.

2 - Искренность намерения.

3 - Соответствие любых форм поклонения шариату, так как Аллах Всевышний повелел исповедовать религию только в со­ответствии с шариатом.

Таким образом, поклонение будет принято только при ус­ловии искренности намерения и соответствия поклонения ша­риату.

 

Вопрос 8. Что такое подлинная решимость?

 

Ответ. Это отказ от лености и нерадения и приложение че­ловеком усилий ради подтверждения своих слов делом. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делае­те? О Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!»

Ряды 2-3

 

Вопрос 9. Что означает искренность намерения?

 

Ответ. Об искренности намерений раба свидетельствует то, что целью всех его явных и тайных слов и дел становится стрем­ление к лику Аллаха Всевышнего[21].

Аллах Всевышний сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, храня вер­ность Ему в религии и будучи ханифами[22]...»

Явное доказательство, 5.

«Который расходует своё достояние, очищаясь: не (пото­му, что должен) он вознаградить кого-нибудь за (оказанное ему) благодеяние, а (делая это) только из стремления к лику свое­го Высочайшего Господа».

Ночь, 18-20.

«Они оделяют пищей неимущего, сироту и пленника из люб­ви к Нему[23]. (, говоря): "Мы кормим вас только ради Аллаха и не ждём от вас ни награды, ни благодарности."

Человек, 8-9.

Аллах Всевышний также сказал:

«Тому, кто стремится к ниве мира вечного[24], Мы увеличим ниву его, тому же, кто желает нивы мира этого, Мы даруем от него (нечто), но не будет ему доли в мире вечном.»

Совет, 20

 

Вопрос 10. Что подразумевается под религиозным зако­ном (шар,) в строгом соответствии с которым Аллах Все­вышний повелел исповедовать религию?

 

Ответ. Здесь подразумевается исповедание религии едино­божия в чистом виде, исповедание религии Ибрахима, мир ему.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, религия пред Аллахом – ислам».

Семейство Имрана, 19

«Неужели жаждут они не религии Аллаха (, а чего-то ино­го)?! Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей воле или по принуждению.»

Семейство Имрана, 83.

«А есть ли отврашаюшийся от религии Ибрахима, кроме того, кто пренебрёг самим собой[25]

Корова, 130.

«A у того, кто устремится не к исламу как к религии, это никогда не будет принято, и в мире вечном он окажется среди потерпевших ущерб».

Семейство Имранв, 85.

Аллах Всевышний также сказал:

«Или есть у них (какие-то) соучастники[26], которые узаконили бы для них в религии то, чего не дозволил Аллах?»

Совет, 21.

Есть и другие аяты, указывающие на это.

 

Вопрос 11, Сколько ступеней включает в себя ислам?

 

Ответ.Три ступени: ислам, веру (иман) и чистосердечие (ихсан), и каждое из этих названий применимо ко всей религии в целом.

 

Вопрос 12. Что такое "ислам" (покорность)?

 

Ответ. Ислам есть выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помо­щью выполнения определённых религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию.

Аллах Всевышний сказал:

«А кто же исповедует религию лучше, чем покорившийся Аллаху…?»

Женщины, 125

«А покоряющийся Аллаху и творящий благо[27] крепко держит­ся за прочнейшее связующее звено[28]

Лукман, 22

Аллах Всевышний также сказал:

«Итак, Бог ваш - Бог Единый, Ему покоритесь, передай[29] же покорным радостную весть[30]..».

Хаджж,34

 

Вопрос 13: Что может служить указанием на то, что по­нятие "ислам" охватывает собой всю религию в целом[31]?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, религия пред Аллахом - ислам.»

Семейство Имрана, 19.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он ска­зал:

«В начале ислам был чем-то чуждым и снова станет (таким же) чуждым, каким был в начале»[32].

И сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Наилучшим (проявлением) ислама является вера в Аллаха».

Ахмад (часть длинного хадиса).

 

Вопрос 14. Какие указания имеются на то, что исла­му можно дать определение, перечислив пять его стол­пов?

 

Ответ. Указанием на это являются слова пророка, (с.г.с.), приводимые в том хадисе, где сообщается о вопросе Джибрила о религии, на который посланник Аллаха, (с.г.с.), ответил следующим образом:

«(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад -посланник Аллаха, (с.г.с.),и совершал молитвы, и давал закят, и постился во время рама­дана и совершил хаджж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)».

Муслим, аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).

И указанием на это служат слова пророка, , (с.г.с.),

«Ислам основывается на пяти столпах...», — сказав которые, он перечислил всё вышеупомянутое в цитированном выше хади­се, единственное же отличие одного хадиса от другого состоит в том, что во втором из них сначала упоминается хаджж, а потом - пост во время рамадана. Оба этих хадиса приводятся в "Сахи-хах" аль-Бухари и Муслима.

 

Вопрос 15. Какое место в религии занимают два свиде­тельства?

 

Ответ. Раб может начать исповедовать религию только пос­ле произнесения слов этих свидетельств.

Аллах Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника.»

Свет, 62; Комнаты, 15

Можно привести и многие другие аяты и хадисы, подтверж­дающие эту мысль.

 

Вопрос 16. Что указывает на необходимость свидетель­ства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Засвидетельствовал Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет бога, кроме Него, Всемогущего, Мудрого.»

Семейство Имрана, 18.

«Так знай же, что нет бога, кроме Аллаха.»

Мухаммад, 19.

«И нет иного бога, кроме Аллаха...»

Семейство Имрана, 62.

«Аллах не (порождал) сына, и нет наряду с Ним иного бога...»

Верующие, 91.

Аллах Всевышний также сказал:

«Скажи: "Если бы существовали наряду с Ним (и иные) боги, как они[33] говорят, тогда они стали бы искать пути к Обладателю трона[34]».

Ночное путешествие, 42.

Можно было бы привести и другие аяты, подтверждающие эту мысль.

 

Вопрос 17. В чём смысл свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?

Ответ. Смысл этого свидетельства состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, и подтверж­дении того, что достоин его один лишь Аллах, у которого нет сотоварищей в поклонении, как нет их и в безраздельно принад­лежащей Ему власти.

Аллах Всевышний сказал:

«Это потому, что Аллах - Истинный, а то, к чему они взыва­ют помимо Него, ложно, и (потому, что) Аллах - Высокий, Великий».

Хаджж, 62.

 

Вопрос 18. Каковы условия действительности свидетель­ства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения ко­торых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?

 

Ответ. Таких условий насчитывается семь:

1 - Знание о смысле того, что отрицает и что подтверждает человек, приносящий это свидетельство.

2 - Убеждённость сердца в его истинности.

3 - Внешнее и внутреннее подчинение ему.

4 - Такое принятие этого свидетельства, когда человек не от­вергает ни одной из его составных частей, как не отвергает он и ничего, сообразующегося с его смыслом.

5 - Проявление искренности при произнесении слов свиде­тельства.

6 - Правдивость, проявляющаяся не только в словах, но исхо­дящая из самых глубин сердца.

7 - Любовь к этому свидетельству и тем, кто его произнёс.

Более подробно смысл данных семи условий раскрывается в нижеследующих восьми вопросах.

 

Вопрос 19. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость знания?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«..разве лишь те, которые засвидетельствовали истину, об­ладая знанием...».

Украшения, 86

Здесь "засвидетельствовали истину" значит, засвидетель­ствовали, что нет бога, кроме Аллаха, храня в своих сердцах зна­ние о смысле того, что произнесли языком.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он ска­зал:

«Войдёт в рай тот, кто умрёт, (твёрдо) зная о том, что нет бога, кроме Аллаха».

Муслим, имам Ахмад.

Оба этих мухаддиса передают данный хадис со слов Усмана, да бу­дет доволен им Аллах. На первый взгляд может показаться, что чело­веку пойдёт на пользу одно только знание сердца, тогда как ни произ­носить слова двух свидетельств вслух, ни совершать никаких действий различными частями тела необязательно. Однако известен целый ряд других хадисов, содержание которых поясняет смысл этого хадиса в целом, и это позволяет сделать вывод о том, что наши праведные пред­шественники не воспринимали его буквально, поскольку они стреми­лись к согласованию смысла различных аятов Корана и хадисов. Та­ким образом, верой в понимании приверженцев сунны и согласия явля­ется словесное признание, убеждённость сердца и совершение действий, соответствующих пяти столпам ислама.

 

Вопрос 20. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость убеждённости?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Верующими являются только те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывал сомнений, (не жалея) сво­его имущества и самой жизни на пути Аллаха. Они-то и есть искренние».

Комнаты, 15.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - по­сланник Аллаха. Обязательно войдёт в рай тот раб, который встретит Аллаха, произнося эти слова и не сомневаясь в их ис­тинности».

Муслим.

Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах:

«Порадуй вестью о рае любого из тех, кого ты встретишь за этой стеной и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Алла­ха, будучи убеждённым в этом сердцем своим».

Вопрос 21. Какие аяты Корана указывают на необходи­мость покорности воле Аллаха?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«А покоряющийся Аллаху и творящий благо крепко держит­ся за прочнейшее связующее звено.»[35]

Лукман 22

Аллах Всевышний также сказал:

«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недо­вольство и пока они не покорятся полностью».

Женщины, 65.

 

Вопрос 22. Какие аяты Корана и хаднсы указывают на не­обходимость внутреннего согласия со словами свидетельства[36]?

Ответ. О тех, кто не согласился со словами свидетельства, Аллах Всевышний сказал так:

«(В день воскресения ангелам будет велено): "Соберите оби­девших самих себя[37], и подобных им и то, чему они поклонялись. Помимо Аллаха, и выведите их на путь (, ведущий) к аду, и остановите их и будут они спрошены: «Что же вы не помога­ете друг другу?" Да, в тот День они будут покорны (Аллаху) и станут друг у друга допытываться[38]. (Одни) скажут[39]: "Вы подходили к нам с правой стороны!"[40] (Другие) будут говорить: "Нет, сами вы были неверующими, а мы были нал вами не властны. Ведь были вы людьми преступавшими[41], и вот сбылось для нас слово Господа нашего, и, поистине, (теперь все) мы вкусим (наказание)! А ввели мы вас в заблуждение (, поскольку) мы и сами, поистине, были заблудшими!" Поис­тине, в День тот они вместе понесут наказание, поистине, так Мы поступим с грешниками, ведь когда говорили им: "Нет бога, кроме Аллаха", - они превозносились и говорили: "Неужто и в самом деле отречёмся мы от наших богов из-за (слов) безумного поэта[42]?!"»[43]

Выстроившиеся в ряд, 22-36.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду, и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые по­стигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руковод­ства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 23. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость искренности (ихлас)?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, (следует искренне исповедовать) религию только ради Аллаха.»

Толпы, 3.

Аллах Всевышний также сказал:

«И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии (по от­ношению) к Нему.»

Толпы, 2

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Счастливейшими людьми благодаря моему заступничеству станут те, кто говорил: "Нет бога, кроме Аллаха ", - от чистого сердца».

Аль-Бухари, имам Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний запретил огню касаться того, кто скажет.- "Нет бога, кроме Аллаха", - стремясь к лику Аллаха"

Апь-Бухари.

 

Вопрос 24. Какие указания на необходимость придержи­ваться правдивости имеются в Коране и сунне?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Алиф, лям, мим. Неужели люди полагают, что их оста­вят, если они скажут: "Мы уверовали", - и не будут они подвер­гнуты испытанию?! Мы испытывали и тех, кто был до них, ведь Аллах непременно узнает[44] правдивых и узнает лживых!»

Паук, 1 - 3.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Кто бы ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, храня правдивость в сер­дце своём, Аллах непременно запретит огню (касаться такого человека)».

Аль-Бухари.

Сообщается также, что как-то раз пророк, (с.г.с.), наставлял одного бедуина в шариате, а когда он закончил, тот сказал: "Кля­нусь Аллахом, я ничего не стану прибавлять к этому и ничего не убавлю", - и тогда посланник Аллаха, (с.г.с.), воскликнул:

"Он преуспеет, если говорит правду!»

Аль-Бухари. Муслим.

 

Вопрос 25. Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость любви?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его...»

Трапеза,54

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Три (качества) позволят ощутить сладость веры тому, кто ими обладает: (такой человек) любит Аллаха и Его посланника боль­ше всего прочего, и любит (другого) человека только ради Ал­лаха и не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, как не желает он быть ввергнутым в огонь».

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 26. Что является указанием на необходимость про­явления дружеского расположения и враждебности ради Аллаха?

Ответ. Аллах Всемогущий и Великий сказал:

«Покровителем вашим является только Аллах, и Его послан­ник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны».

Трапеза, 55

«Ты не найдёшь (таких) людей, которые веруют в Аллаха и в Последний лень (и в то же время) любят проявляющих враждеб­ность по отношению к Аллаху и Его посланнику...»

Препирательство, 22.

Аллах Всевышний также сказал:

«О те, кто уверовал! Не берите в покровители врага Моего и врага вашего».

Испытуемая, 1

И об этом же говорится во всех аятах суры "Испытуемая".

 

Вопрос 27. Что указывает на необходимость свидетель­ства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), посланник Аллаха?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Аллах оказал благодеяние верующим, направив к ним по­сланника из них же, который читает им Его аяты, и очищает их[45] и учит их Писанию и мудрости, хотя раньше и пребывали они в явном заблуждении».

Семейство Имрана, 164.

«Пришёл к вам посланник из вашей же (среды)[46]. Тяжко для него (видеть) ваше затруднительное положение[47], жаждет он для вас (блага), по отношению к верующим он сострадателен и ми­лосерден».

Покаяние, 128

Аллах Всевышний также сказал:

«И Аллах знает, что ты - Его посланник».

Лицемеры, 1

Можно привести и другие аяты, указывающие на это.

 

Вопрос 28. В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), — посланник Аллаха?

Ответ. Такое свидетельство подразумевает исходящее из глу­бины сердца подтверждение заявления о том, что Мухаммад -раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джиннам, о чём Аллах Всевышний говорит так:

«свидетеля, и вестника радости, и увещателя, и призываю­щего к Аллаху с Его дозволения и яркого светильника».

(См.: "Сонмы", 45 - 46 )

Следует верить всему сообщавшемуся им о том, что было прежде и что произойдёт потом, что является дозволенным, а что - запретным, и следует подчиняться его велениям и отка­зываться от того, что он запрещал, и следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довёл до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через Своего посланника довёл эту религию до совершенства, и после, того, как этот посланник ясно передал людям всё то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может свернуть только совсем пропащий[48]. И к этому же имеет отношение множество других вопросов, которые мы рассмотрим позже, если это будет угодно Аллаху.

 

Вопрос 29. Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад, (с.г.с.), - посланник Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?

Ответ. Раньше мы уже говорили о том, что раб Аллаха не может начать исповедовать религию, если не принесёт двух этих свидетельств, и что они взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, условия первого свидетельства в то же время являются и условиями второго, а условия второго - условия­ми первого.

 

Вопрос 30. Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать занят, то не становитесь у них на пути.. .»

Покаяние, 5

« А если они принесут покаяние, станут совершать молитвы и выплачивать закят, то они - ваши братья в религии...»

Покаяние, 11

Аллах Всевышний также сказал:

«А велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя вер­ность Ему в религии и будучи ханифами[49], совершать молитву и давать закят.»

Явное доказательство, 5.

И указанием на необходимость молитвы и выплаты закята служат также и многие другие аяты.

 

Вопрос 31. Что указывает на необходимость соблюдения поста?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он пред­писан жившим до вас...»

Корова, 183

Аллах Всевышний также сказал:

«И пусть постятся те из вас, кого застанет месяц (рамадан)...»

Корова, 185.

А в том хадисе, где говорится о том, как пророк, (с.г.с.), настав­лял бедуина в вопросах шариата, сообщается, что этот бедуин ска­зал: "Скажи мне, что Аллах вменил мне в обязанность из поста?"

Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«(Пост в течение) месяца рамадан, если ты сам не захочешь какое-то время (поститься) дополнительно»,

Аль-Бухари, Муслим

 

Вопрос 32. Что указывает на необходимость совершения хаджжа?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«И совершайте хаджж и умру ради Аллаха.»

Корова, 196.

 

Аллах Всевышний также сказал:

«И обязанностью людей перед Аллахом (является соверше­ние) хаджжа к Дому (, если) они будут в состоянии сделать (это)...»

Семейство Имрана, 97.

Что же касается указаний сунны, то сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды послан­ник Аллаха, (с.г.с.), обратился к нам с проповедью, сказав:

«О люди! Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хаджж, так совершайте же его...»"

Муслим, Ахмад

Раньше нами был цитирован хадис о вопросах Джибрила и тот хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ислам основывается на пяти столпах....»,- можно было бы привести ещё много подобных примеров.

 

Вопрос 33. Что такое вера?

Ответ. Вера есть слово и действие. Имеются в виду слова, произносимые сердцем и языком, и действия, совершаемые сер­дцем, языком и прочими частями тела. Вера увеличивается бла­годаря проявлению повиновения и уменьшается вследствие ос­лушания, и в этом отношении одни верующие могут превосхо­дить других.

 

Вопрос 34. Какие указания имеются на то, что вера пред­ставляет собой сочетание слова и действия?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«... однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах...»

Комнаты, 7

« И уверуйте в Аллаха и посланника Его...»

Преграды, 168

Именно в этом и заключается смысл принесения обоих свиде­тельств, так как без этого раб не может начать исповедовать рели­гию. Если говорить о наличии определённых убеждений, то эти свидетельства относятся к действиям сердца, с другой же стороны, они относятся к действиями языка, выражающего эти убеждения, и свидетельства эти могут пойти на пользу человеку, приносящему их, только при условии наличия согласия между сердцем и языком.

Аллах Всевышний также сказал:

«И не пристало Аллаху губить вашу веру...»

Корова, 143

Здесь под верой подразумеваются молитвы, которые до изме­нения киблы мусульмане совершали, обращаясь в сторону Байт аль-Макдис[50]. Таким образом, молитва в целом была названа ве­рой в том смысле, что она объединяет в себе действия сердца, языка и прочих частей тела.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то он относил к вере совер­шение молитв и прочих дел поклонения в ночь предопределе­ния, и соблюдение поста и ночных молитв во время рамадана и совершение пяти обязательных ежедневных молитв, а когда про­рока, (с.г.с.), спросили: "Какое дело является наилучшим?", - он ответил:

«Вера в Аллаха и Его посланника».

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 35. Что может служить указанием на возможность увеличения и уменьшения веры?

 

Ответ. Таким указанием являются нижеследующие слова Всевышнего:

«..чтобы прибавилось у них веры к их вере.»

Победа 4

«...и Мы добавили им руководства[51]».

Пещера,13

«И Аллах добавит руководства тем, кто встал на правильный путь..»

Марийам, 76

«А тем, которые встали на прямой путь, Он добавил (Своих) наставлений...»

Мухаммад, 17

« …и чтобы увеличилась вера у тех, кто уверовал... »

3авернувшийся, 31

«Что же касается тех, кто уверо­вал, то это[52] увеличивает их веру…»

Покаяние. 124.

«...тем, которым люди говорили: "Поистине, собрались про­тив вас люди, бойтесь же их!", - (однако) это (лишь) прибавило им веры..»

Семейство Имрана, 173

«И это[53] только увеличило их веру и повиновение[54]

Сонмы, 22

В качестве указания на это можно было бы привести и другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что однаж­ды он сказал своим сподвижникам:

«Если бы вы всегда оставались в таком же состоянии, в каком находитесь у меня, и постоянно поминали (Аллаха), ангелы по­жимали бы вам руки».

Муслим

 

Вопрос 36. Что является указанием на то, что верующие могут превосходить друг друга по вере своей?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«И опережающие[55], опередят. (Это -) те (, которые окажут­ся) приближенными[56], (поселятся) в садах блаженства. Ве­ликое множество (их будет) из числа первых и немногие - из числа последних[57]. (Они будут восседать) на вытканных[58] ло­жах, опираясь на них и находясь, друг против друга[59]. Ста­нут обходить их[60] вечно юные дети с кубками, и кувшинами и чашей (с вином, бьющим) из родников, от которого не болит голова и (от которого) не хмелеют, и с плодами, что сами они будут выбирать, и с мясом птиц, какого они пожелают. (До­станутся им в жёны) черноокие и большеглазые (девы), подоб­ные скрытым жемчужинам, (— и всё это послужит им) воздая­нием за то, что они делали. Не услышат они в этих садах ни пустых, ни греховных (речей), а только слова: "Мир! Мир!" А стоящие справа[61], - кто они?»

Воскресение, 10-27

Аллах Всевышний также сказал:

«И если будет он из числа приближенных, то (ждут его) покой, и благоухание[62] и сад блаженства. Если же окажется он из числа стоящих справа, то (скажут ему): "Мир тебе от стоящих справа!".

Воскресение, 88-91.

Аллах Всевышний также сказал:

«И есть среди них обижающий сам себя[63], и есть среди них умеренный[64] и есть среди них опережающий (других) в благих делах с дозволения Аллаха..».

Создатель, 32.

В хадисе о заступничестве сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Алла­ха ", — имея в сердце своём благо весом с ячменное зерно, потом выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Ал­лаха ", — имея в сердце своём благо весом с пшеничное зерно, потом выйдет из огня тот, кто говорил: "Нет бога, кроме Ал­лаха ", — имея в сердце своём благо весом с пылинку».

Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 37. Что является указанием на то, что понятие "вера" может охватывать собой всю религию в целом?

 

Ответ. В хадисе о беседе пророка, (с.г.с.), с делегацией пле­мени абд аль-кайс, сообщается, что он сказал:

«Я повелеваю Вам верить в одного лишь Аллаха», — и спро­сил: «Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха?» Они ответили: "Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше. "Тогда он сказал: «Это - свидетельство о том, что нет бога, кроме одно­го лишь Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи»,

Аль-Бухари, Муслим

 

Вопрос 38. Какие имеются указания на то, что можно дать точное определение вере, перечислив шесть её столпов?

Ответ. Таким указанием являются слова пророка, (с.г.с.), сказаные им в ответ на вопрос Джибрила, мир ему: "Скажи мне, что такое вера?" Он ответил:

«(Суть) веры в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы верил ты в предопределённость и хорошего, и дурного».

Аль-Бухари, Муслим.[65]

 

Вопрос 39. Какие указания на существование вышеупо­мянутых столпов веры в целом имеются в Коране?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к вос­току и западу; нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков...».

Корова, 177.

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, каждую вешь сотворили Мы по предопределе­нию…».

Луна, 49.

Если будет угодно Аллаху, то ниже мы поговорим о каждом из этих столпов в отдельности.

 

Вопрос 40. Что означает вера в Аллаха Всемогущего и Великого?

 

Ответ. Это - исходящее из глубины сердца подтверждение факта существования Аллаха Всевышнего, которому ничто не предшествовало и за которым ничто не последует, и того, что Он - Первый, до которого ничего не было, и Он - Последний, после которого ничего не будет, и того, что Он - Побеждаю­щий, выше которого ничего нет, и Он - Скрытый, за которым ничего нет, и Он - Живой, Вечносущий, Один, Вечный.

Аллах Всевышний сказал:

«... не рождал Он и не был рождён, и не был Ему равным никто»

Искренность. 3-4.

И вера в Аллаха подразумевает собой признание того, что один лишь Он является Богом и Господом и только Он обладает присущими Ему именами и атрибутами.

 

Вопрос 41. Что означает признание Аллаха единственным Богом (тayxид аль-улюхийа)?

 

Ответ. Подобное признание подразумевает собой посвяще­ние всех видов явного и тайного поклонения, выражающихся в словах и делах, только Аллаху Всемогущему и Великому, с од­ной стороны, и отрицание допустимости поклонения чему бы то ни было иному, кроме Аллаха Всевышнего, с другой, поскольку Всевышний сказал:

«И судил Господь твой не поклоняться никому, кроме Heгo..».

Ночное путешествие, 23.

« И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним...»

Женщины, 36.

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и молись, чтобы помнить обо Мне!».

Та ха, 14

Та же мысль выражена и во многих других аятах. Благодаря подобному признанию свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, осуществляется на практике.

 

Вопрос 42. Что противоположно признанию Аллаха един­ственным Богом?

 

Ответ. Противоположностью этого является многобожие (ширк), которое бывает двух видов: большое и малое. Боль­шое многобожие несовместимо с вышеупомянутым призна­нием полностью, тогда как малое несовместимо с его совер­шенством.

 

Вопрос 43. Что такое большое многобожие?

Ответ. Проявлением большого многобожия является избра­ние рабом помимо Аллаха того, кого он начинает приравнивать к Господу миров, любить его также, как он любит Аллаха, стра­шиться его также, как он страшится Аллаха, искать у него убе­жища, обращаться к нему со своими мольбами и бояться его, просить его о чём-то и стремиться к нему, уповать на него или же повиноваться ему, отступая от повиновения Аллаху, или сле­довать ему, несмотря на то. что это неугодно Аллаху, или же делать нечто подобное этому.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит всё иное, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом совершает великий грех».

Женщины, 48.

«…-а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение.»

Женщины, 116.

«Поистине, для того, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, Аллах сделает рай запретным, и убежищем для него (послужит) огонь...»

Трапеза, 72

Аллах Всевышний также сказал:

«...а тот, кто наряду с Аллахом поклоняется и другим, подо­бен упавшему с неба, и птицы схватят его или ветер унесёт его в далёкое место.».[66]

Хаджж, 31

И в связи с этим можно было привести и другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Право Аллаха, которое обязаны соблюдать (Его) рабы, состоит в том, что им следует поклоняться Ему и ничему более наряду с Ним, рабы же вправе (ожидать), что не будет подвер­гнут мучениям тот, кто наряду с Ним не поклоняется ничему иному». Аль-Бухари, Муслим.

При этом вне религии оказываются и люди, явно впавшие в большое многобожие, примером чего могут служить неверные курайшиты[67] и им подобные, и тот, кто является тайным многобожником, например, те пытающиеся обмануть Аллаха лицеме­ры, которые исповедуют ислам явно, внутренне оставаясь невер­ными.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и ни­когда не найдёшь ты для них помощника, за исключением тех, которые раскаялись, и уладили[68], и искали убежища у Аллаха и стали искренне исповедовать религию ради Аллаха, и такие (ока­жутся) с верующими.»

Женщины, 145-146.

На это указывают и многие другие аяты.

 

Вопрос 44. Что такое малое многобожие?

 

Ответ. Это некоторая доля стремления к показному, при­мешивающаяся к старанию сделать что-либо должным образом ради Аллаха Всевышнего.

Аллах Всевышний сказал:

«И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим в Суд­ный день, совершает благие дела и не поклоняется никому боль­ше, кроме Господа своего.»

Пещера, 110

Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то однажды он сказал:

«Поистине, больше всего я боюсь для вас того, что вы стане­те впадать в малое многобожие». (Люди) спросили: "О послан­ник Аллаха, а что такое малое многобожие?" Он ответил: «По­казное (совершение благого)».

Ахмад, аль-Багави, аль-Хайсами.

А впоследствии пророк, (с.г.с.), истолковал свои слова следующим образом:

«(Это значит, что) человек будет становиться на молитву и стараться совершать её как можно лучше, увидев, что (на него) смотрит кто-то другой».

Часть хадиса, который приводят Ахмад и Ибн Маджа.

К этому же имеют отношение те случаи, когда клянутся не Аллахом, а, например, родителями, или идолами, или Каабой, или верностью или чем-нибудь ещё.

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«He клянитесь ни своими отцами, ни своими матерями, ни идолами»

Абу Дауд

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Пусть тот, кто (захочет) поклясться, клянётся Господом Каабы»

Ан-Насаи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не клянитесь (ничем и никем), кроме Аллаха». [69]

Абу Дауд, ан-Насаи.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Тот, кто клянётся верностью, не относится к нам»[70].

Абу Дауд

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Тот, кто поклялся не Аллахом, впал в неверие (или:… в многобожие)».

А6у Дауд

То же самое относится и к произнесению слов: "Как пожелал Аллах и ты". Сообщается, что в ответ человеку, однажды ска­завшему ему это, пророк, (с.г.с.), сказал:

«Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): «Как пожелал один лишь Аллах!»

Аль-Бухари, Ибн Mаджа, Ахмад.

То же самое относится и к таким выражениям как: "Если бы не Аллах и ты", - а также: "Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя ", - а также: "Я прошу покровительства у Аллаха и тебя ", - и тому подобным фразам.

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не говорите: "Как пожелал Аллах и такой-то" - но говори­те: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то"»

Абу Дауд, Ахмад.

Улемы указывали, что можно говорить: "Если бы не Аллах, а потом такой-то ", - но нельзя говорить: "Если бы не Аллах и та­кой-то ".

 

Вопрос 45. Какая разница между союзом "и" и выраже­нием "а потом", использующимися в вышеупомянутых вы­ражениях?

Ответ. Разница состоит в том, что соединение двух слов с помощью союза "и" требует сопоставления и приравнивания. Таким образом, получается, что человек, сказавший: "Как по­желал Аллах и ты", - сопоставляет желание раба с желанием Аллаха, приравнивая одно к другому. Если же для соединения используется выражение "а потом", то положение меняется, так как оно указывает на принадлежность и зависимость. Это озна­чает, что человек, сказавший: "Как пожелал Аллах, а потом ты", - тем самым подтверждает факт зависимости желания раба от желания Аллаха Всевышнего и вторичности желания раба, на что и указал Всевышний, который сказал:

«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах».

Человек, 30.

То же самое относится и ко всему остальному.

 

Вопрос 46. Что означает признание Аллаха единственным Господом (таухид ар-рубубийа)?

 

Ответ. Речь идёт о выражении твёрдой уверенности в том, что Аллах Всевышний является Господом и Властителем, Твор­цом и Управителем всего сущего, который распоряжается всем по Своему усмотрению, и который ни с кем не делил власти и у которого не было покровителя, защищающего от унижения[71], и в том, что никто не в силах ни отвергнуть Его веления, ни отме­нить Его решения[72], ни противостоять Ему, и в том, что нет Ему подобного, или обладающего такими же именами или способ­ного соперничать с Ним хоть в чём-либо из имеющего отноше­ние к Его господству или сообразующегося с Его именами и ат­рибутами.

Аллах Всевышний сказал:

«Хвала Аллаху, который создал небеса и землю и сотворил мрак и свет...»

Скот, 1

И об этом же речь идёт и в остальных аятах этой суры.

«Хвала Аллаху, Господу миров...»

Фатиха, 1.

«Скажи: "Кто Господь небес и земли?" Скажи: "Аллах". Ска­жи: "И вы избрали себе помимо Него таких покровителей, ко­торые не в силах и самим себе ни принести пользу, ни повре­дить?!" Скажи: "Разве равны (между собой) слепой и зрячий или разве равны (между собой) мрак и свет?" Или придали они[73] Аллаху сотоварищей(, утверждая), что они[74] творили подобно Ему, и стало для них сотворённое (Аллахом и другими) сход­ным? Скажи-. "Аллах - Творец всего, и Он - Единственный, Всеподчиняюший».

Гром, 16.

«Аллах- Тот, кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?! Преславен (Аллах) и Он превыше того, чему они поклоняются наряду с Ним!»

Румы,40

«Это - творение Алла­ха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него».

Лукман, 11

«Или созданы они без[75] ничего? Или сами они творцы? Или они создали небеса и землю? Нет у них уверенности!»

Гора, 35-36.

«(Он — ) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение[76] в поклонении (Алла­ху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё подобный Ему?»

Марйам, 65.

«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»

Совет, 11.

«И скажи: "Хвала Аллаху, который не порождал Себе ребён­ка, и который ни с кем не делил власти и у которого не было покровителя, защищающего от унижения[77]", - и возвеличивай Его всячески[78]

Ночное путешествие, 111

 

Аллах Всевышний также сказал:

«Скажи: "Взывайте к тем, кого вы объявили (богами) помимо Аллаха." Не владеют сами они и пылинкой ни на небесах, ни на земле, и нет у них там[79] никакого соучастия[80], и нет среди них[81] помощника Ему и не принесёт пользы заступничество перед Ним, кроме (заступничества) того, кому Он позволит. Когда же страх будет удалён из сердец их, они скажут: "Что сказал Гос­подь ваш?" Они скажут: "Истину, ибо Он - Высокий, Великий!"

Саба, 22 - 23.

Вопрос 47. Что является противоположностью признания Аллаха единственным Господом?

Ответ. Противоположностью этого является убеждённость в том, что вместе с Аллахом чем-либо во Вселенной может управлять кто-нибудь другой, создавая или уничтожая, давая жизнь или забирая её, принося благо или отвращая зло, и что этот дру­гой способен делать нечто такое, что на самом деле под силу только Господу. То же самое относится и к убеждённости в том, что кто-то может соперничать с Господом в том, что сообразу­ется со смыслом Его имён и атрибутов, например, в знании о сокрытом, величии и так далее. Аллах Всевышний сказал:

«Никто не (в силах) положить предел той милости, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать, ведь (это) Он - Всемогущий, Мудрый. О люди, помните о милости Аллаха(, оказанной) вам! Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?! Нет бога, кроме Него! Насколько же вы откло­нились[82]

Создатель, 2 - 3.

«Если Аллах причинит тебе вред, то никто не избавит тебя от этого, кроме Него, а если пожелает (даровать) тебе благо, то никто не отвратит Его милости...».

Йунус, 107.

«Скажи: "Так поведайте же мне о тех, к кому вы взываете помимо Аллаха! Если Аллах пожелает причинить мне вред, то (смогут) ли они отвратить этот вред? Или если Аллах пожелает оказать мне милость, то (смогут) ли они удержать милость Его?" Скажи: "Достаточно мне Аллаха: на Него уповают уповающие».

Толпы, З8.

«И у него ключи к сокрытому![83] Знает о них только Он.»

Скот, 59.

«Скажи: "(Никто из обитателей) небес и земли не знает сокрытого, кроме Аллаха...»

Муравьи, 65.

Аллах Всевышний также сказал:

«... а они постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает…».

Корова, 255.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Аллах Всевышний говорит: "Величавость — Моя накидка (рида), величие - Мой изар[84], а того, кто постарается отнять у Меня что-либо из этого[85]. Я ввергну в огонь[86]!»,

Муслим, Ахмад.

 

Вопрос 48. В чём смысл признания того, что лишь Аллах обладает определёнными именами и атрибутами (таухиду-ль-асма ва-с-сифат)?

Ответ. Это вера в те прекраснейшие имена и высочайшие атрибуты, посредством которых Аллах Всевышний Сам охарак­теризовал Себя в Своей Книге и с помощью которых охаракте­ризовал Его, Его посланник, (с.г.с.). И такое признание подра­зумевает собой употребление вышеупомянутых имён и атрибу­тов именно в том виде, в каком они встречаются в Коране и сун­не, и исключает вопросы о том, как ещё можно понимать смысл этих имён. Иными словами, употреблять их следует так, как это сделал Аллах Всевышний, объединивший подтверждение само­го факта существования этих имён и атрибутов с отрицанием допустимости любого их видоизменения, на что много раз ука­зывается в Коране.

Так, например, Всевышний сказал:

«(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают[87]

Та ха, 110

«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»

Совет, 1

Аллах Всевышний также сказал:

«Не (в силах) взоры охватить Его, а Он постигает взоры, ведь Он - Проницательный, Всеведаюший.»

Скот, 103

Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, который сообщает, что однажды, когда посланник Аллаха, (с.г.с.), упомянул о богах многобожников, они сказали ему: "Скажи нам, от кого произошёл твой Господь?", - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось:

«Скажи: «Он, Аллах, Один, О Аллах Вечный[88]».

Искренность",1-2.

Имеется в виду, что Он Вечный в том смысле, что

«...не рождал Он и не был рождён.."

Искренность, 3

посколь­ку любое рождённое существо неизбежно умрёт, а любое смерт­ное существо обязательно оставляет после себя наследника. Что же касается Аллаха Всевышнего, то Он не умрёт, и никого не

оставит после себя

«..и не был Ему равным никто.»

Искренность, 4

Последними словами Аллах указал на то, что не существует ничего ни похожего на Него, ни равного Ему, ни подобного Ему.

Ат-Тирмизи

 

Вопрос 49. Какие указания на прекраснейшие имена Ал­лаха имеются в Коране и сунне?

 

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Есть у Аллаха прекраснейшие имена, так обращайтесь же к Нему по (этим именам) и оставьте отклоняющихся в том, что касается Его имён[89]».

Преграды, 180.

«Скажи: "Взы­вайте к Аллаху или взывайте к Милостивому - как бы ни взыва­ли вы, у Него прекраснейшие имена".

Ночное путешествие, 1

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах, нет бога, кроме Него, (и) у Него прекраснейшие имена».

Та ха, 8

В качестве примера можно было бы привести и другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».[90]

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), говорил:

"(О Аллах,) заклинаю Тебя каждым именем Твоим, которым назвал Ты Себя Сам, или которое ниспослал Ты в Своей Книге, или которое открыл Ты кому-либо из созданий Своих или кото­рое остаётся известным лишь Тебе, Знающему сокрытое, сделать Коран весной моего сердца».

/Ас'алю-кя,би-кулли исмин хуа ля-касаммайта би-хи наф-са-ка, ау анзальта-ху фи китаби-ка, ау 'аллямта-ху ахадан мин халькы-ка ау-ста'сарта би-хи фи 'ильми-ль-гайб 'инда-ка ан тадж'аля-ль-Кур'ана раби'а кальби. /

Ахмад, аль-Хаким

 

Вопрос 50. Какие прекраснейшие имена упоминаются в Коране?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Аллах - Высокий, Великий.»

Женщины, 34

«Поистине, Аллах - Проницательный, Всеведущий.»

Сонмы, 34

«...ведь Он - Знающий, Могущественный».

Создатель, 44

«Поистине, Аллах -Слышащий, Видящий.»

Женщины, 58.

«Поистине, Аллах - Всемогущий, Мудрый».

Женщины, 56.

«Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный».

Женщины, 23.

«… поистине, по отношению к ним Он - Сострадательный, Милосердный».

Покаяние, 117

«...а Аллах - Богатый, Кроткий.»

Корова, 263

«Поистине, Он - Хвалимый, Славный.»

Худ, 73.

«Поистине, Господь мой – Хранитель всего.»

Худ, 57.

«... поистине, Аллах - Наблюдающий за вами!»

Женщины, 1.

«... и достаточно Аллаха как Попечителя.»

Женщины, 81.

«...и достаточно Аллаха как Считающего.»

Женщины, 6.

«Поистине, Аллах для всего является Питающим.»

Женщины, 85

«...Господь твой - Свидетель всему...».

Разъяснены, 53.

«Аллах - нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего.»

Корове, 255.

«Он - Первый и Последний, Побеждающий и Скрьтый, и Он обо всём знает.»

Железо, 3.

Аллах Всевышний также сказал:

«Он - Аллах, кроме которого нет иного бога, Знающий со­кровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный. Он -Аллах, помимо которого нет иного бога, Властелин, Пресвя­той, Мирный, Верный, Управляющий, Всемогущий, Могуще­ственный, Превосходящий. Слава Аллаху, Он выше того, чему они поклоняются наряду с Ним! Он - Аллах, Творец, Со­здатель, Придающий форму. Есть у Него прекраснейшие имена…».

Сбор, 22-24.

Можно было бы привести в пример и другие аяты

 

Вопрос 51. Какие прекраснейшие имена упоминаются в сунне?

 

Ответ. Сообщается, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), говорил:

«Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кро­ме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Алла­ха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного престола».

/Ля иляха илля Ллаху-ль-'Азыму-ль-Халим, ля иляха илля Ллаху, Раббу-ль-'арши-ль-'азым, ля иляха илля Ллаху, Раббу-с-самавати, во Раббу-ль-apди ва Раббу-ль-'арши-ль-кярим. /

Аль.Бухари,Муслим.

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), го­ворил:

«О Создатель небес и земли, о Обладатель величия и Почита­емый, о Живой, о Вечносуший!» .

Ахмад, аль-Хаким.

/Йа Бади'а-с-самавват ва-ль-ард, йа За-ль-Джаляль ва-ль-икрам, йа Хайй, йа Каййум!/

«С именем Аллаха, с именем которого не принесёт вред нич­то ни на земле, ни на небе (, ибо) Он — Слышащий, Знающий».

Ибн Маджа, Ат-Тирмизи.

/Би-сми-Лляхи аллязи ля йадурру ма'а-сми-хи шайй'ун фи-ль-арди ва ля фи-с-сама'и во хуа-с-Сами'у-ль-'Алим/

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), говорил:

«О, Аллах, Знающий сокровенное и явное, Творец небес и земли, Господь и Владыка всего… » /Аллахумма, 'Алима-ль-гайби ва-ш-шахада, Фатира-с-сама-вати ва-ль-ард, Рабба кулли шаййин ва Малика-ху... /

Ат-Тирмизи.

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), го­ворил:

«О Аллах, Господь семи небес и земли, Господь наш и Гос­подь всего, расщепляющий зёрна и ядра, ниспославший Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Тебе от зла всякого носителя зла, ибо он подвластен Тебе! Ты - Первый, и не было ничего до Тебя, и Ты- Последний, и не будет ничего после Тебя, и Ты -Побеждающий, и нет ничего выше Тебя, и Ты-Скрытый, и нет ничего за Тобой...»

/Аллахумма, Рабба-с-самавати-с-саб'и, ва Рабба-ль-apди, ва Рабба кул ли шаййн, Фалика-ль-хабби ва-н-нава, Муназзиля-т- Таурати, ва-ль-Инджили ва-ль-Кур'ан, а 'узу би-кя мин шарри кулли зи шаррин Анта ахызун би-насыййати-хи! Анта-ль-Аввалу, фа ляйса кабля-ка шаййун, ва Анта-ль-Ахыру, фа ляйса ба'да-ка шаййун, ва Анта-з-Захыру, фа ляйса фаука-ка шаййун, ва Анта-ль-Батыну, фа ляйса дуна-ка шайй... /

Муслим, Ахмад

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.),говорил:

«О Аллах, хвала Тебе, Ты - свет небес, и земли и их обитате­лей, хвала Тебе, Ты - Ведающий делами небес, земли и их обитателей».

Аль-Бухари, Малик, Ахмад, ад-Дарими.

/Аллахумма, ля-ка-ль-хамду, Анта Нуру-с-самавати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна, ва ля-ка-ль-хамду, Анта Каййуму-с-са-мавати, ва-ль-арди ва ман фи-хинна. /

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), говорил:

«О Аллах, поистине, я обращаюсь с просьбами к Тебе, ибо я свидетельствую, что Ты-Аллах, помимо которого нет иного бога, Одного, Вечного, который не рождал, и не был рождён и не был Ему равным никто[91]

Ат-Тирмизи, Ахмад, ад-Дарими, Абу-Дауд.

/Аллахумма, инни ас'алю-ка би-анни ашхаду анна-ка Анта Ллаху Аллязи ля иляха илля Анта-ль-Ахаду-с-Самад аллязи лям йалид, ва лям йуляд ва лям йакун ля-ху куфуан ахад. /

Сообщается также, что, взывая к Аллаху, пророк, (с.г.с.), го­ворил:

«О Отвращающий[92] сердца!» /Йа Мукаллиба-ль-кулюб!/

Ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн- Маджа.

И можно было бы привести много других подобных примеров.

 

Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?

 

Ответ. На три вида:

1 - Указание, имеющее отношение к сущности Аллаха.

2 - Указание на такие атрибуты, которые являются производ­ными от прекраснейших имён, включающих их в себя.

3 - Указание на такие атрибуты, которые не обязательно яв­ляются производными от прекраснейших имён.

 

Вопрос 53. Что может служить примером этого?

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Chapter Five | Chapter Seven
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.375 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.375 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7