Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Завдання №42


Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 436



Возникновение марксизма, включающего в себя 3 составные части: марксистскую политэкономию; марксистскую философию и теорию научного социализма - было подготовлено всем ходом исторического развития общества, философией в целом, общественной и естественнонаучной мысли Марксистская философия выступает как методологическая и теоретическая основа всего марксизма в целом. Историческое развитие общества и прежде всего развитие капиталистического способа производства привели на арену классовой борьбы новый класс - пролетариат В рамках зрелого феодализма противоречия между пролетариатом и буржуазией уже были Буржуазия владела определенными средствами производства, чего не было у пролетариата, а следовательно, и жила лучше, но они еще были слабо выражены И буржуазия и пролетариат при феодализма считались низшими сословиями в обществе, а привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, ибо только они имели право на землю и крестьян. На знаменах и транспарантах первых буржуазных революций были начертаны лозунги: «Свобода, равенство, братство, счастье». И буржуазия и пролетариат верили в их реализацию, осуществление после победы над феодалами, но развивались и противоречия между буржуазией и пролетариатом Когда же буржуазия приходит к власти в результате побед первых буржуазных революций, то оказалось, что она выступила как не менее жестокий эксплуататор, чем феодалы. И буржуазия и пролетариат теперь поняли, что они- классы противоположные друг другу. И начинается классовая борьба между ними. Среди первых крупных выступлений пролетариата Фридрих Энгельс назвал 3 выступления; -Восстание Силезскких ткачей в Германии; - Восстание Монских во Франции; - самое мощное выступление пролетариата - Чартистское движение в Англии.

Но все эти восстания пролетариата были еще плохо организованы. Пролетарии смутно представляли себе будущее общества и не знали четких целей борьбы за него. Нужна была научная теория, которая бы ответила на эти вопросы и вооружила бы пролетариат знаниями классовой борьбы. И как следствие развития капитализма и выхода на арену классовой борьбы пролетариата, такая теория появляется во 2 половине 40х годов 19 века - это марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая революционное учение пролетариата, опирались на достижения всей предыдущей общественной и философской мысли. Например, они использовали теорию трудовой стоимости английских буржуазных политэкономов дама Смита и Давида Рикардо Они совершено, верно, показали, что в основе всякого богатства лежит труд людей. Маркс и Энгельс, опираясь на эту теорию трудовой стоимости, создали новую теорию - теорию прибавочной стоимости Этой теорией они в свою очередь доказали, что рабочий одну часть рабочего времени работает на себя, на семью, а другую часть времени, а нередко и большую, - на карман капиталиста, создавая прибавочную стоимость Маркс и Энгельс использовали также взгляды французских социалистов-утопистов: Сен-Симона, Фурье, Оуэна; о будущем обществе, социализме Их критику пороков капитализма, их идею о классовой борьбе, как движущей силы развития общества Но они пришли к выводу, что одной только критики словом мало, что от критики словом надо переходить к критике оружием В создании же собственной философии Маркс и Энгельс опирались на достижение предшествующей философской мысли, особенно немецкой классической философии и в первую очередь философию Гегеля и Фейербаха. Из философии Гегеля они взяли на вооружение его диалектику. Но диалектика Гегеля была идеалистической, т.е. у Гегеля развивался, прежде всего, объективный дух, абсолютная идея, а те изменения, которые происходили в природе и обществе Гегелем рассматривались как следствие развития объективного духа. Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику. Они показали, что первоосновой всего существующего является материя природа. Именно она является источником движения, изменения, развития. Из философии Фейербаха Маркс и Энгельс использовали, прежде всего, его материализм, освободив предварительно материализм Фейербаха от недостатков. Домарксовский материализм характеризуется 3 основными недостатками: метафизичность, механицизм, идеализм в понимании истории общества. Материализм же Маркса и Энгельса в отличие от марксизма 17-18 веков - диалектический материализм. Кроме этого Маркс и Энгельс явились материалистами в понимании истории общества. Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, развития истории является развитие материального производства, способа производства, а не духовные факторы

Создавая новую философию Маркс и Энгельс опирались также и на достижения естественнонаучной мысли Особое значение для них, как писал Энгельс, имели 3 великих открытия того времени: открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных; эволюционная теория Дарвина и закон превращения энергии. Эти великие открытия нанесли сильный удар по метафизическим взглядам на природу, а также и по идеализму и религии Если метафизики не видели связи между растительным и животным миром, то открытие клетки, клеточного строения организмов растений и животных доказало единство растительного и животного мира. И растения и животные начинали свое развитие с одного и того же - с клетки. Если метафизики не видели развития растительного и животного мира, то Дарвин в своей эволюционной теории показал, что растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются и при этом развиваются в силу естественных причин, в силу закона борьбы за существование. Если метафизики признавали лишь постепенные количественные изменения, которые происходили в мире, но отрицали коренные качественные изменения, то закон превращения энергии показал, что в мире наряду с постепенными количественными происходят и коренные качественные изменения, ибо превращение 1 вида энергии (тепловую в механическую) в другой - образование качественного нового вида энергии. Эти великие открытия то способствовали развитию диалектических взглядов на природу, а также материалистических и атеистических, т.е. они способствовали созданию диалектико-материалистической философии. Маркс и Энгельс совершили переворот в философии. Энгельс по этому поводу писал, что с появлением марксизма старой философии пришел конец, т.е. той философии, которая претендовала на роль науки всех наук, на истину в последней инстанции и пыталась решать любые вопросы, в том числе частные. Маркс и Энгельс показали, что Философия не должна за частные, специальные науки решать их проблемы, что она имеет собственный предмет исследования, изучение наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Маркс и Энгельс создали качественно новую философию - диалектико-материалистическую. Эта философия диалектическая. Она показывает, что мир, материя, природа и общество находятся в бесконечном движении, изменении, развитии Что движение, изменение, развитие происходят через борьбу противоположностей, т.е. противоречия - источник любого движения, изменения, развития, что в развитии происходит переход количественных изменений в качественные и обратно, что на смену старому идет новое. Что все в природе и обществе взаимосвязано Эта философия Маркса и Энгельса -материалистическая философия и в понимании природы и в понимании общества. Общественное бытие, т.е. материальная жизнь общества - первично, а общественное сознание, т.е. дух жизни общества - вторично. Маркс и Энгельс создали также научную социологию или историоматериализм или материалистическое понимание истории.

До Маркса и Энгельса господствовал идеализм во взглядах на общество, его историю, т.е. их сознание, воля, чувства, настроение, переживания, иллюзия. А главной движущей силой развития истории объявлялись выдающиеся исторические личности, герои, цари, полководцы, государи, философы Движение же народных масс осталось в тени Маркс и Энгельс показали, что определяющей основой развития общества, истории является развитие материального производства, способа производства, конечное единство производственных сил и производственных отношений, что именно общественное бытие как материальная жизнь общества определяет общественное сознание, дух жизни общества Главной движущей силой развития истории объявлялись не исторические личности. А народные массы, ибо именно они - основа производительной силы общества. Отмечая заслуги Маркса и Энгельса в создании истинной науки об обществе, Ленин писал, что хаос и произвол, которые царили до Маркса и Энгельса во взглядах на историю и на политику сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, что из 1 уклада экономической жизни развивается следствие развития производительной силы, новый более передовой уклад, как из феодализма например вырастает капитализм. Маркс и Энгельс впервые также соединили философию, теории в целом с политикой, с массовой борьбой пролетариата за его освобождение. Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» в последнем 11 тезисе писал, что философы лишь различным образом объединяли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его, те Маркс подчеркнул здесь практическую сторону философии, заключавшуюся в замене капитализма на социализм


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання №34 | Завдання №58
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.188 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.188 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7