Студопедия — Понятие социального стереотипа
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие социального стереотипа






В основе всех типовых схем формирования первого впе­чатления о человеке лежит социальный стереотип. Под со­циальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной груп­пы. Разные социальные группы, реальные (нация) или вообра­жаемые (профессиональная группа) вырабатывают стерео­типы, устойчивые объяснения определенных фактов, привыч­ные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наде­ляются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопор­ности и худобе англичан, легкомысленности французов, эк­сцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего, стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Сте­реотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой на­стройки», позволяющий человеку «экономить» психологиче­ские ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу со­циального применения. Например, стереотипы активно ис­пользуются при оценке групповой национальной или профес­сиональной принадлежности человека. Однако, в случае ак­тивного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеж­дений и существенных искажений объективной ситуации. Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает учителя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к зна­ниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как хороших учеников, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядоч­ных и развитых. Дети, подходящие под противоположный образ «плохих учеников», воспринимаются в целом как без­различные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций педагога.

Очень важным является тот факт, что ожидания, форми­рующиеся у учителей по отношению к ребенку и в самом деле определяют его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой соб­ственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отме­чает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть, обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, часто срабатывает, по словам Р. Бернса как «самоактуализирующееся пророчество». Это легко по­казать на примерах.

Так, в одном из экспериментов выявляли мнения учите­лей первых классов о темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Была выделена группа учителей, счи­тавших, что здесь нет половых различий, и группа учите­лей, считающих, что мальчики хуже усваивают такие на­выки. Замеры, проведенные через год показали, что в клас­сах учителей I группы различий в качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей вто­рой группы мальчики в целом существенно отстали от пред­ставительниц женского пола. Описываемый факт получил название «стереотипа ожидания» или «эффекта Пигмалио­на». Он может формироваться не только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических концеп­ций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследова­ния показали, что дети, носящие имя, которое нравится учи­телю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не прини­маемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учи­теля, связанные с успехами в учебе данного ребенка.

«Стереотип ожидания» является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учите­ля, но и весьма активно — в его поведении. Рассмотрим реальные проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учени­ков. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддер­живают. «Плохому» ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объек­тивно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает мень­ше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания» ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип оказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помо­гает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа «Опять не выучил», «Как всегда ты...» и т. д.

В целом, стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако ис­следования показывают, что на отрицательном полюсе дан­ный стереотип работает эффективнее и последовательнее.

Таким образом, мы рассмотрели важнейшие аспекты про­цесса социальной перцепции — то есть познания и понима­ния людьми друг друга в ходе общения. Как уже отмечалось, одной из функций социального познания является создание психологической основы (в виде взаимопонимания) для ор­ганизации совместной деятельности). Ниже мы остановимся на способах организации взаимодействия в процессе меж­личностного общения.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте процесс социальной перцепции через последовательность определенных внутренних действий на­блюдателя. Назовите функции социальной перцепции. Пока­жите, как работает процесс социального познания на каком-либо педагогическом примере.

2. Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?

3. Какие психологические свойства прежде всего фикси­руются в наблюдаемом в процессе

формирования первого впе­чатления о нем?

4. Какие Вы знаете механизмы социальной и перцепция? Охарактеризуйте роль и возможности каждого.

5. Что такое социальный стереотип? Какую роль он выполняет в общении? Какие формы приобретает в педагогиче­ской практике?

5. В чем психологическая суть «стереотипа ожидания». Опишите его поведенческие проявления.

 

Литература:

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. МГУ, 1980.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека чело­веком. Л.: ЛГУ, 1982 гл. 6.

3. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986.

4. Юркевич В. С. Преодоление стереотипа ожидания у учителей. — В кн.: Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М: НИИ ОПП, 1987.

6. Бернс Р. Развитие Я—концепции и воспитание. М.:. Прогресс, 1986.

 

Тема для самостоятельного изучения:

Процесс формирования первого впечатления о человеке в общении.

Используя материал приведенной ниже литературы, про­анализируйте процесс формирования первого впечатления. Какие типовые схемы Вы можете назвать? Опишите, как ра­ботают эти схемы, какими признаками запускаются, к каким последствиям приводит их реализация. Остановитесь на про­блеме самоподачи человека в процессе общения. Опишите, как работают эти схемы в педагогической практике.

1. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.; ЛГУ, 1990.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека чело­веком М.: МГУ, 1982.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия