Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 3 страница
' Звозников А. А. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века. Минск, 2001. С. 198. 1 З врнов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. Глава I. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ 1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ
исповедовать любую конфессию, но его свобода совести не отменяет того факта, что в исторической ретроспективе именно православие способствовало формированию русской интеллигентности и русской культуры. 2. Гуманизм. В современном русском языке термин гуманизм имеет три значения: а) интеллектуально-культурное движение эпохи Ренессанса б) мировоззрение, основанное на принципах: человек — высшая в) гуманные отношения между людьми, которые характеризуют Смысловая связь между процитированными тремя значениями обусловлена тем, что именно ренессансные мыслители стоят у истоков гуманистического мировоззрения (идеологии гуманизма), которое на практике проявляется в гуманных отношениях между людьми. Очевидно, что не может быть гуманной личность, не имеющая гуманистического мировоззрения. Поэтому содержание гуманистического мировоззрения занимает центральное место в проблематике гуманизма. Идеи гуманизма представлены в античной философии, присутствуют они в христианской этике и средневековой схоластике, но именно в XV веке они оказались в центре внимания культурной элиты. Гуманизм эпохи Возрождения отличают: антропоцентризм — возвеличивание подобного Богу человека-творца, ставшего центром мироздания благодаря личным усилиям; познание и гармоничное совершенствование всех физических и духовных потенций индивида; утверждение смысла жизни в виде разумных наслаждений сво- Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. М., 2004. С. 6-18. бодного и добродетельного человека, не забывающего о благе общества (утопический социализм Т. Мора, Т. Кампанеллы и др.). Главными добродетелями гуманного человека провозглашались: человеколюбие, справедливость, толерантность, милосердие, разум, независимость, умеренность, стремление к знанию. Можно ли назвать Петрарку, Боккаччо, Эразма, Рабле, Николая Кузанского, Парацельса, Бруно и многих других «титанов Возрождения» интеллигентами? Формула интеллигентности позволяет ут-вердительно ответить на этот вопрос. Высокая образованность и кре-ативность ренессансных аристократов духа общеизвестны. Этическое самоопределение волновало их не меньше, чем современных культурологов. Причем индивидуальную независимость и самоценность и духе «разумного эгоизма» они сочетали с альтруистическим бескорыстием и толерантностью, заботой о процветании общества, что соответствует переменной VmjtB ягент в формуле интеллигентности. выходит, Ренессанс — время расцвета гуманной европейской интеллигенции, но в это же время в трактатах Н. Макиавелли формулируется аморальная идеология эгоистического интеллектуализма, провозгласившая: «цель оправдывает средства». Взгляды Макиавелли "ответствуют формуле интеллектуальности, а никак не формуле человеколюбивой интеллигентности. В итоге получается уже знакомая поляризация западноевропейского интеллектного слоя на интеллигентови интеллектуалов. Историческая заслуга ренессансных гуманистов видится в выра- ботке принципов гуманистического мировоззрения, состоящих в следующем. Гуманизм — это светское, мирское мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовных ценностей; оно утверждает достоинство личности, ее самостоятельность и равноправие перед лицом общества и мира. Гуманизму присуща оптимистическая уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его познавательных, преобразовательных и творческих способностей. Гуманистический идеал заключается в максимально возможной гармонизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством. 3. Доктрина Просвещения. Доктрина (проект, программа) Просве щения восторжествовала в научно-философских кругах Западной
Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОЙ 1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ
Европы в XVII—XVIII веках. Чуть ли не целый век западноевропейская, а следом за ней — русская интеллектуальная элита культивировала вольтерьянство. Франсуа Вольтер (1694-1778) — литератор, драматург, историк, философ, был дьявольски умен и остроумен, поражал современников громадной эрудицией, неистощимым трудолюбием, вулканическим темпераментом. Он, по словам Генриха Манна, «ненавидел все традиционное, все закосневшее, все, что стремится уйти из-под контроля мысли, критики»1. Его требования свободы слова, мысли, совести легли в основу идеологии либерализма. Именно Вольтер был автором статьи «Литераторы» в знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, в которой, пожалуй, впервые в европейской науке были представлены интеллектуалы как «образованные люди, легко переходящие от шипов математики к цветам поэзии», «отличающиеся большей независимостью духа по сравнению с другими людьми», «глубокий и утонченный интеллект, коим пропитаны их сочинения и беседы, во многом способствуют образованию и просвещению нации»2. В 1784 году в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение?» И. Кант характеризовал Просвещение как эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для обеспечения социального прогресса. Необходимое условие развития разума Кант видел в преодолении всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода. Однако революционного устранения этих форм великий философ не допускал. Свой вклад в доктрину Просвещения внесли Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Лессинг, Б. Франклин и другие просветители разных стран. Основное содержание доктрины Просвещения сводится к следующим положениям: — освобождение человека от внешнего (природного и социаль — рационализация природы и общества является необходимым — рационализация природы и общества достигается благодаря 1 Манн Г. Сочинения. М., 1953. С. 35. Т. 8. 2 Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М., 1994. С. 330-331.
— наиболее разумно устроено либерально-демократическое об — главными препятствиями на пути движения человечества к сво Нетрудно видеть, что доктрина Просвещения не отрицает гуманистического мировоззрения, а обогащает его, акцентируя свободу как условие гуманизации и научно-технический прогресс как инструмент гуманизма. В России просветительские идеалы вдохновляли сподвижника Петра I В. Н. Татищева, привлекали «просвещенного монарха» Екатерину II, питали вольнолюбие А. Н. Радищева. Воспитанныйв просветительском духе Александр I, учреждая в 1802 году ведомство, ведающее «воспитанием юношества и распространением наук», назвал его Министерством народного просвещения. Во второй половине XIX века сформировалась этико-просветительная интеллигентская субкультура; о просвещении народа неустанно радели земская интеллигенция и многие светочи русской культуры, достаточно вспомнить Льва Толстого и Максима Горького. Советская власть потребовала от просветителей народных масс перековаться в идеологических бойцов, но гуманистический пафос просветительства из сознания интеллигентных людей вытравить не удалось,и он немедленно возродился в постсоветской России. В 1994 году по инициативе научной общественности была образована Академия г уманитарных наук (АГН), поставившая целью «стимулировать интеграцию всех сфер гуманитарного знания, чтобы совместными усилиями выработать новую позицию согласия, единства и созидания». АГН имеет отделения во многих городах России, издает «Бюллетень» и ежегодник «Гуманитарий». В 1995 году организовалось Российское гуманистическое общество (РГО), занявшееся активной пропагандой идей гуманизма в постсоветских вузах. Главным его достижением, на мой взгляд, является подготовка первого в нашей стране у чебного пособия по гуманизму, вышедшего в 2005 году вторым изданием. ' Исторические типы рациональности. М., 1995. Т. 1. С. 3. Корзенко И, М. Человечность человека: Основы современного гуманизма: учеб. Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ 1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ
В учебном пособии всесторонне рассмотрены понятия «гуманизм», «гуманность», сказано, что «гуманист — это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый»'. Разъясняется2, что идеалом гуманизма является «здоровая творческая личность», обладающая интеллектуальным и нравственным здоровьем. Вызывает недоумение отсутствие понятия «интеллигентность», ведь подлинный интеллигент всегда понимался как олицетворение развитого интеллекта и нравственного эталона. Поскольку никто из ученых гуманистов не взялся определять соотношение между понятиями «интеллигентность» и «гуманизм», я решил попытаться сделать это самостоятельно. Напомню, что, согласно разделу 1.3, интеллигентность представляет собой интегральное качество личности, включающее на уровне, соответствующем определенному поколению интеллигенции, такие личностные качества, как образованность, креативность, этическое самоопределение. Образованность и просвещенность — понятия эквивалентные, поэтому интеллигент непременно человек просвещенный. Мировоззрение, представляющее собой «систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности»3, формируется в результате обучения и творчества личности. Оно, несомненно, является одним из стабильных качеств просвещенной личности и оказывает решающее воздействие на переменную составляющую V, поскольку именно мировоззрение обусловливает этическое самоопределение личности. Очевидно, что если человек обладает гуманистическим мировоззрением, он не может не придерживаться гуманного этического самоопределения. Отсюда следует, что гуманность и просвещенность — неотъемлемые качества интеллигента, которые проявляются в альтруизме, толерантности, благоговении перед культурой, то есть в тех интел-лектно-этических качествах, которые указаны в формуле интеллигентности и которые характеризуют отношения к другим людям, к самому себе, к культурному наследию. В итоге получается дефиниция: ' Борзенко И. М. Человечность человека. С. 76. 2 Там же. С. 85-92. 3 Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 737. интеллигент — образованный (просвещенный) и творческий человек с гуманистическим мировоззрением. Эта дефиниция учитывает один из истоков русской интеллигентности — европейский просветительский гуманизм и показывает преемственность русской интеллигенции и европейских гуманистов и просветителей. Однако она нуждается в дополнении, так как в ней не учтен православно-христианский источник интеллигентности, который заключен в христианском мировоззрении. Гуманистический антропоцентризм изначально восставал против смиренного христоцентризма, поэтому просвещенный русский интеллигент XIX века был убежденным атеистом, в крайнем случае, — агностиком. Но XX век стал свидетелем обращения значительной части интеллигентской элиты к гуманной этике христианства. Выяснилось, что христианское мировоззрение не противоречит интеллигентности, хотя оно несовместимо с ренессансным атеистическим гуманизмом. Дело в том, что формула интеллигентности, как уже отмечалось, надконфессиональна, и русский интеллигент может решать вопрос о своем религиозном самоопределении различным способом, оставаясь интеллигентом. Поэтому в вышеприведенную дефиницию интеллигента следует добавить уточнение «с гуманистическим атеистическим или религиозным мировоззрением». К вопросу о религиозности русской интеллигенции мы вернемся в разделе 2.3. Теперь обратимся к истокам интеллектуальности, которые, как уже говорилось, можно обнаружить в эпоху Возрождения (идеи Н. Макиавелли). Конец XVIII века ознаменован разочарованием в гуманистических идеалах Просвещения. Оказалось, что интеллигентные просветители — гуманные альтруисты, смелые вольнодумцы, ниспровергатели суеверий — ненароком подготовили кровавый квазигуманизм Великой Французской революции. Просвещенные революционеры Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат, М. Робеспьер, J1. Сен-Жюст оказались интеллектуалами-квазигуманистами, пустившими в дело гильотину, ибо «цель оправдывает средства». Им на смену пришел Наполеон Бонапарт — эталонный интеллектуал-деспот. Короче го-моря, в XIX столетии на подиум европейской истории вышли интеллектуальные фигуры, которые потеснили альтруистических просветителей-интеллигентов. Прощаясь со своим веком, певец вольности Л. Н. Радищев пророчески написал в 1802 году:
Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ 1,5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ 77
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято вовек, ввек удивлением всем. В новом веке гуманистическое мировоззрение заменяется рационалистическим, носители которого уже не называли себя ни «просветителями», ни «гуманистами», а именовались либералами, утилитаристами, социалистами, позитивистами, эволюционистами, реалистами и т. д. Отличительная черта рационалистического мировоззрения — не антропоцентризм, а рациоцентризм. Если основоположники научного рационализма Декарт, Спиноза, Лейбниц утверждали приоритет разума как превосходного средства научного познания, то теперь рационалистическое мировоззрение распространяет критерий разумности на все области общественной жизни, включая нравственность. Большинство рационалистов соответствует формуле интеллектуальности, есть среди них и интеллигентные личности, но все они родные дети Просвещения, хотя порою открещиваются от этого родства, предпочитая Просвещению символ гражданского самоопределения — Идеологию. 4. Идеологии и гражданское самоопределение. Как известно, идеологии считаются отличительным «фирменным знаком» эпохи модерна, которая началась в первой половине XIX века в Западной Европе. Практически одновременно вышли на историческую арену три политические идеологии — либерализм, социализм, консерватизм, оказавшие (и оказывающие до сих пор) решающее воздействие на гражданское и этическое самоопределение интеллигентов и интеллектуалов. Существует множество разнообразных ответов на вопрос: что такое идеология? Не вдаваясь в научные дебаты, примем, что идеология — это учение о мире, о человеческом обществе, о человеке, которое, претендуя на универсальность, фактически отражает интересы определенной социальной группы (класса). Идеологическое учение является системой рационального знания, включающей элементы науки (разума), религии (веры), вымысла (фантазии) и разработанной специально для социального утверждения тех или иных групп (классов). Идеология связана функциональной преемственностью с героической мифологией. Идеология взяла на себя выполнение сущностных социальных функций (функции социализации и самосознания), выполнявшихся ранее мифологией. Но мифология не отмерла, она стала частью идеологии. Различие между ними можно сформулировать так: идеология не мистический символ, а целенаправленно организованная совокупность тех же элементов, из которых состоит миф, а именно: знание + вера + вымысел (см. раздел 1.2). Другими словами, идеология — это рационализированный миф. Идеологическая функция считается сущностной функцией интеллектного слоя вообще и российской интеллигенции в частности. Например, А. И. Фурсов утверждает: «Российская интеллигенция монополизировала сферу идеологии в России конца XIX — начала XX века, тем более что у нее не оказалось не только сильных соперников, но и соперников вообще... Идеологическая роль русской интеллигенции и есть место этого слоя в общественном разделении труда в России»1. О роли интеллигенции в формировании и распространении советской идеологии нечего и говорить, она очевидна. В нашу задачу, разумеется, не входит политологический анализ названных идеологий. Любопытно сопоставить социальные идеалы, выработанные этими идеологиями, а заодно назвать основных идеологов. Знакомство с идеологическими лидерами показывает, что они но своим личностно-типологическим качествам могут быть как интеллигентами, так и интеллектуалами. Отсюда следует вывод, что интеллигентность и интеллектуальность не зависят от гражданского самоопределения, то есть приверженности к той или иной идеологии. Поэтому утверждения о том, что интеллигент — обязательно либерал или социал-демократ, а не в коем случае не консерватор-государственник, являются недоразумением. Либерализм. Идеал либерализма — прогрессирующее (развивающееся) общество, где каждый человек счастлив по-своему благодаря тому, что: а) все обладают в рамках закона равными экономическими, политическими, социальными правами и свободами (право на жизнь, сво бода предпринимательства, избирательное право, свобода совести, свобода слова и т. д.); ' Фурсов А. И. Введение к программе-направлению «Идеология» // Кустарев А. Нервные люди. Очерки об интеллигенции. М., 2006. С. 70. Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ 1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ
б) каждый имеет право поступать и думать по-своему, если это в) каждый человек сам занимается удовлетворением своих потреб г) демократически избранные органы власти заботятся о защите д) развитие индивида есть условие развития общества, поэтому Родиной либеральных идей и первым местом практического процесса постепенной либерализации стало английское государство, где в 1215 году была принята Великая Хартия вольностей (Magna Charta libertatum). В ней были записаны великолепные слова: «ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону». С XIV века в Англии существует парламент, который с 1689 года, после принятия «Билля о правах» окончательно обрел законодательные полномочия. Конституционная правовая система позволяет разрешить антиномию: законы делаются самими людьми (правит народ) — нет ничего выше закона (правит закон). Различают либерализм в политике, в духовной жизни, в экономике. Политический либерализм провозглашает необходимость реформ феодального государства и общества на началах свободы личности, свободы от церковных ограничений, деспотизма власти, полицейского надзора, архаичных традиций. Он нашел воплощение во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789), где были провозглашены гражданские свободы: народный суверенитет, личная неприкосновенность и неприкосновенность частной собственности, свобода совести и мысли, слова и печати, гражданское равенство. Либерализм отстаивает народовластие и конституционные ограничения против деспотизма, местное самоуправление против бюрократического централизма, равенство граждан против сословных привилегий, участие общественности в судопроизводстве и т. д. Либерализм в духовной жизни означает вольномыслие, свободу мнений и, прежде всего, — веротерпимость, что вызывало и вызы- вает ожесточенные нападки со стороны всех религий. Большим достижением либерализма стало законодательное закрепление во многих странах свободы совести и вероисповедания. Идеологом экономического либерализма выступил основоположник политической Экономии Адам Смит. Главный источник «богатства народа» он видел в «свободе рук» (laissez faire), то есть в свободе предпринимательства, накопления, торговли, в невмешательстве государства в отношения между предпринимателями и рабочими, то есть в свободе эксплуатации наемного труда. Конечно, для образованных и критически мыслящих людей самодержавно-крепостнической России идеология либерализма была весьма привлекательна, хотя вполне очевидной была ее ориентация на эгоистический индивидуализм, несовместимый с принципом православной соборности. Русское Просвещение XVIII века неразрывно связано с именами Франсуа Вольтера, Шарля Монтескье, Джона Лок-ка, Иммануила Канта, которые разрабатывали различные аспекты либеральной доктрины. Идеи европейского либерализма были в полной мере аккумулированы бесстрашным вольнодумцем А. Н. Радищевым (1749—1802), которого, я полагаю, можно по праву назвать русским интеллигентом-гуманистом XVIII века. В XIX веке либеральное свободомыслие питалось идеями Бен-жамена Констана, который провозгласил право индивида игнорировать государство, если в его содействии, помощи и даже присутствии индивид не нуждается. Стало быть, гражданин мог при желании замкнуться в сфере частной жизни и строить собственное счастье по своему усмотрению, независимо от общества и государства. Констан был готов целый народ считать «мятежником» и «узурпатором», если он стесняет свободу одного-единственного человека, посягая тем самым на его естественные права. Рядом с французом Констаном я поставил бы англичанина Иеремию Бентама, родоначальника либерального утилитаризма. Бентам считал един-венно реальными индивидуальные (частные) интересы, а общественные интересы сводил к сумме интересов индивидов, стремящихся к достижению личной «пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». Еще одним властителем дум был Алексис де Токвиль, пытавшийся в своей знаменитой книге «О демократии в Америке» найти пути Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ 1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ
сочетания идеала свободы с идеалом демократического равенства1. Проблема либеральной демократии изучалась ученым-энциклопедистом XIX века Джоном Стюартом Миллем, который видел в демократии две опасности: снижение качества власти из-за преобладания посредственностей и деспотию большинства. Для преодоления этих опасностей он предлагает различные избирательные системы и строит политическую систему на сочетании бюрократии и демократии. Наконец, нельзя не упомянуть Герберта Спенсера, другого английского энциклопедиста, убежденного сторонника экономического либерализма, проповедника социального дарвинизма. В обществе, как и в природе, утверждал Спенсер, идет естественный отбор, состоящий в том, что «общество постоянно извергает своих больных, слабоумных, медлительных, нерешительных, ненадежных членов». Устранение малоценных людей способствует повышению интеллектуального и. нравственного уровня общества, поэтому — да здравствует безграничная конкуренция! Альтруизм рассматривался им как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции. Европейский либерализм XIX века отразился на всех современных ему и последующих поколениях русской интеллигенции. Среди либералов пушкинско-гоголевского поколения можно назвать М. М. Сперанского, П. И. Пестеля, П. Я. Чаадаева; видными идеологами пореформенного русского либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский; наконец, революционное поколение представляют наши конституционные демократы (кадеты) во главе с П. Н. Милюковым и многие либерально настроенные общественные деятели, литераторы, философы, ученые начала XX века. Идеология партии кадетов близка формуле интеллигентности, не случайно эта партия привлекла в свои ряды многих интеллигентов-гуманистов и значительную часть профессиональной интеллигенции. Кадеты отстаивали замену самодержавия парламентаризмом, но без насилия. Они «исходили из общечеловеческих этических принципов, поскольку считали, что разрушительным идеям социализма необходимо противопоставить идеи о незыблемости нравственных начал, безусловной ценности человеческой личности как таковой, обще- народном (надклассовом) характере православной религии и национальной культуры»1. Не удивительно, что кадетская идеология возродилась в постсоветской России. Социализм и марксизм. Социалистический идеал — прогрессирующее (развивающееся) общество, где люди счастливы все вместе благодаря тому, что: а) все безусловно равны в экономических, политических, соци б) все солидарны в разрешении всех проблем, отсюда — едино в) общество заботится об удовлетворении всех потребностей сво г) общество разумно управляется демократическими органами д) развитие общества есть условие развития индивида, поэтому Социалистический идеал можно назвать коллективистским, в отличие от индивидуалистического идеала, свойственного либерализму. Этот идеал был включен в гуманистическую идеологию XVI века благодаря трудам ранних социалистов-утопистов. В их числе — Томас Мор (1478-1535), яркий представитель английского Ренессанса, автор всемирно известной «Утопии» (1516) и других исторических и нравоучительных трактатов. Занимая важные государственные должности, в том числе — пост лорд-канцлера, он много времени уделял воспитанию своего сына и троих дочерей. В доме царили искреннее дружелюбие и сердечность, а дочери (неслыханная в то время вещь!) наравне с сыном занимались литературой, древними языками, музыкой, географией, астрономией, математикой и медициной. В 1535 году Г. Мор был казнен за отказ принести присягу королю-деспоту Генриху VIII в качестве главы англиканской церкви. В XX веке он причислен католической церковью к лику святых мучеников. Я думаю, что Томаса Мора можно считать образцом интеллигента-гуманиста.
Токвиль А. де. Демократия в Америке: пер. с фр. М, 1992. 1 Ширинянц А. А., Ширинянц С. А. Российская интеллигенция на рубеже веков: щметки о политической культуре. М, 1997. С. 118.
|