Студопедия — Сон смешного человека» и Пушкинская речь. Специфика религиозно-социальных позднего Достоевского.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сон смешного человека» и Пушкинская речь. Специфика религиозно-социальных позднего Достоевского.






У Достоевского можно найти все, кроме типизации. Достоевский интенсифицирует своих героев. Принцип – довести любой характер до крайности. Он всегда изображает своих героев в кризисе. Герой должен найти себя в этом кризисе. Все романы охвачены сильнейшим психологическим напряжением, хотя никаких особенных действий не происходит. Читатель ждет катастрофа – на этом строится весь ДОСТОЕВСКИЙ.

Одна из сложнейших тем – это тема красоты. Когда мы говорим о философии Д-го, возникают трудности, потому что он себя не позиционировал как философ.

«Сон смешного человека» - квинтэссенция творчества. Герой-разночинец теряет смысл существования и решает покончить с собой. Достоевский показывает все духовное развитие человечества на протяжении полутора страниц.

Достоевский не может расстаться с мечтой о земном рае. Тоска человечества о райской гармонии – предтеча развития религии.

Достоевский остается злободневен для своего времени и в основе своего творчества был полемистом – публицистом и журналистом. Все сюжеты он брал из реальных событий – рассказы на каторге, случаи в газетах. Это он совмещал с вневременным – получался своеобразный театр. Герои Д очень неоднородны, это ходячие оксюмороны. Герои соотносятся с великими идеями прошлого (Мышкин и Христос, например).

Рост идейного влияния Достоевского на духовную жизнь русской дворянской и буржуазной интеллигенции, начавшийся еще при жизни писателя, нашел свое отражение в том широком успехе, который имела речь, произнесенная Достоевским в Москве 8 января 1880 года в Обществе любителей российской словесности на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину. Наряду с «Братьями Карамазовыми» «Речь о Пушкине» явилась последним значительным произведением Достоевского, а ее чтение — последним крупным событием в жизни писателя.

В «Речи о Пушкине» Достоевский выступил с призывом к примирению противоположных, враждебных друг другу идейных направлений русского общества. В качестве знамени этого примирения Достоевский выдвинул творчество Пушкина.

Как во всех произведениях Достоевского, в пушкинской речи отразились глубочайшие внутренние противоречия его взглядов. Достоевский с большой силой развил в своей речи идеи о национальном характере творчества Пушкина и его мировом значении. Отказываясь от того нигилистического осуждения революционного движения, которое было выражено им в «Бесах», писатель дал высокую оценку созданного русским обществом типа «исторического русского скитальца» (в образе которого Достоевский изображает революционную интеллигенцию) с его идеалом «всемирного счастья». Указывая на то, что мировое значение поэзии Пушкина отражает великое, «всеевропейское и всемирное» назначение русской национальности, Достоевский высказал мысль о том, что задача русского народа — помочь другим народам Европы добиться «воссоединения» и счастливого будущего. Но при этом, как и прежде, Достоевский противопоставил свой национальный идеал идеям революционной борьбы. Путь к будущему счастью народов он видит не в победе над реакционными силами, а в «примирении» и торжестве идей религиозного «братства».

Истолковывая развитие поэта и смысл созданных им художественных образов в духе своих славянофильско-почвеннических взглядов, Достоевский утверждал, что идеалом Пушкина было «смирение» перед «народной правдой». Обращаясь к революционной интеллигенции, Достоевский призывал ее «сломить» свою «гордость» и отречься от революционных идеалов, от борьбы против самодержавия во имя смиренного труда «на родной ниве».

Несмотря на восторженный прием у слушателей и огромный общественный успех, который имела в первый момент речь о Пушкине, наиболее проницательные представители демократического лагеря, прежде всего М. Е. Салтыков-Щедрин, поняли реакционный характер призывов Достоевского к «смирению» и к примирению партий. С оценкой Щедрина после некоторых колебаний согласился и Г. И. Успенский, выступивший с резкой критикой речи Достоевского в «Отечественных записках». Указав, что причиной успеха речи Достоевского у демократической части слушателей была высокая оценка писателем типа «русского скитальца» и его революционных идеалов, Успенский заявил, что Достоевский сам свел «весь смысл речи почти на нуль»1 своими утверждениями о беспочвенности революционной интеллигенции и реакционной проповедью смирения.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 748. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия