Студопедия — Quot;Положительно прекрасный" герой в романе «Идиот» и его литературные предшественники. Проблема положительного героя в контексте творчества Достоевского.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Quot;Положительно прекрасный" герой в романе «Идиот» и его литературные предшественники. Проблема положительного героя в контексте творчества Достоевского.






В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Достоевского «изобразить положительно прекрасного человека. Многими своими чертами образ князя Мышкина восходит к тому идеалу личности, который явил собой Христос. В подготовительных материалах к роману писатель прямо называет героя «Князем Христом». Нравственные побуждения, влечения души, поступки князя имеют чувственный источник, и нет ничего ошибочнее, чем приписывать Мышкину некий бледный бесплотный альтруизм. Князь, может быть, самый чувственный герой в романе. Дух князя возбужден ощущением красоты и неудержимо влечется к ней во всем. Красота волнует, потрясает, гипнотизирует его; так действует на князя портрет Настасьи Филипповны, таково впечатление, произведенное Аглаей, так воспринимает князь ребенка, произведение искусства, проявления благородства, любви, сострадания в человеке. За красотой физической князь ищет красоту душевную, за ней предугадывает и пророчит иные, высшие ступени красоты. Красота переживается князем как мера сущего, из нее он исходит, подчас бессознательно, в своих поступках, в отношениях и суждениях о человеке, во взглядах на жизнь. Но в красоте, по самой природе ее, есть эротическое содержание, и оно, хотя и скрыто, животворит возвышенный идеализм князя. Тема красоты - одна из главенствующих в романе. Она раскрывается и во внешних чертах героев, и во внутреннем мире, противостоя безобразному в человеке и в жизни. Князь верит, что «мир спасет красота». Князю дано познать красоту высшую, на земле почти невозможную. Это происходит в последние мгновения перед эпилептическими припадками, когда «ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось» и князю открывалась бесконечная гармония и красота, возникало «неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни». Сострадая, князь обнимает собою всю безмерность человеческой природы, вносит в нее цельность и гармонию. Но всеобъемлющая духовная личность Мышкина не вмещается в обыденные формы человеческих отношений, и князь то и дело вступает в противоречия с ними, внося дисгармонию в житейскую сферу, В этом противоречии отразился глубокий разлад между идеальными устремлениями человека и общественной реальностью. Всеобщий и вечный смысл «положительно прекрасного» начала, которое несет в себе личность князя, подчеркнут символической фигурой «рыцаря бедного», являющегося двойником Мышкина в дальнем плане романа. В этой фигуре скрещивается несколько литературных параллелей, возникающих вокруг героя. Одна из них развернута в сцене, где Аглая читает стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный...». Она так прочитывает и объясняет строки Пушкина, что намек становится слишком прозрачен: князь и есть современный «рыцарь бедный». Смысл баллады углубляет образ Мышкина, связывая его с темой возвышенной любви-религии средневековья, рыцарского подвижничества и с тем, как эти темы преломились в сознании русского поэта. С мотивом рыцарского служения красоте соотносится и другая важнейшая в романе параллель. Она возникает, еще когда Аглая случайно вкладывает полученную от князя записку в книгу о Дон Кихоте и сама смеется этому многозначительному совпадению. Перед чтением стихотворения «рыцарь бедный» Мышкин прямо назван Дон Кихотом, «только серьезным, а не комическим». Параллель эта тем важнее, что Достоевский в «великой» и «грустной» книге Сервантеса видел глубочайшую истину из всех когда-либо высказанных о человеке. Резкий контраст с личностью князя составляет мир зла, насилия, нравственного и чувственного безобразия. В картине жизни, развертывающейся в романе, явно проступают черты близящегося грозного хаоса, возникает ощущение «последних дней» перед неотвратимой катастрофой. И венчается эта картина потрясающей финальной сценой, ради которой, по признанию Достоевского, создавалось произведение. Все напряжение романа, неуклонно возраставшее, разрешается в ней трагическим аккордом. Происходящее вокруг Мышкина и с ним самим оправдывает древние пророчества о конце мира. С толкованием этих пророчеств из Апокалипсиса в романе является Лебедев, низкий шут и одновременно — глубокий мыслитель, чьими устами осуждается современная цивилизация, замутившая «источники жизни». С образом Рогожина в этот мир вторгается необузданная стихия человеческих чувств в их безудержной мощи и природной нерасчлененности. Рогожин любит Настасью Филипповну со всем неистовством своей натуры, но любовь в нем, говорит Мышкин, «от злости не отличишь». Широтою натуры и силой чувства Рогожин — коренной русский тип, но в нем, как и в его сумрачном доме, потемнено и омрачено духовное начало. Образ его в романе окружен и пронизан мотивами тьмы, отсутствия света — физического и идеального. Рогожин утратил просветленный взгляд на жизнь, он «пошатнулся» в тех верованиях, которыми живет народ, и мучительно ищет себе нравственных опор. Последняя катастрофа открывает перед ним возможность возрождения. Суровая и сосредоточ.его «задумчивость» на суде, возможно, симптом того, что он когда-нибудь отыщет в своей душе то человечески-прекрасное, к чему взывал в нем князь Мышкин. За разительными контрастами нравст-х позиций, псих-х состояний, идей и хар-ров в романе стоит эпоха 60-х годов — эпоха непримиримых противоречий, разобщения, неверия, отрицания — и тем более напряж-х дух-х исканий. Мир не приемлет его: безмерность сострадания, идея спасти и возродить человека любовью нарушают принятый порядок вещей — князь оказывается в глазах окружающих смешным, нелепым, юродивым, идиотом. И вместе с тем трагич. финал не означает, что приход князя к людям лишен смысла и нравст-х последствий. С образом князя прочно связан важный сквозной мотив романа — мотив детской души и облика ребенка.

Идиот. 1868. В романе «Идиот» Д. решил «изобразить положительно прекрасного человека».Многие счит, что князь Мышкин явл воплощением образа Христа.Но Д. не ставил перед собой задачу показать в своем произвед. Очеловеч. Бога, а хотел показ. чел-ка, живущ по христ идеалам самопожертвования.С первых страниц романа автор рисует необыч характер своего героя.Это человек очень открытый, он доверительно всем рассказывает о себе, не реагирует на обиды, пытается доказать, что между людьми разных сословий на самом деле очень много точек соприкосновения. Такое его мироощущение было заложено ещё в детстве. Он с детства страдал психическим заболеванием, потом выздоровел. Он ощущал себя между жизнью и смертью.Он считал свою болезнь- духовной смертью, а выздоровление- отменой приговора. Он противостоит всему общ-ву, представленному в романе. Все поклоняются и гонятся за деньгами, а он раздаёт своё наследство своим врагам и обидчикам. У него есть своя идиология- помощь падшим при помощи любви. Именно это он доказывает в маленькой деревушке, показывая, что не надо ненавидеть падшую Мари, а окружить её своей помощью и любовью.Д. постоянно испытывает своего героя, покушаясь то на его любовь, то на его честь.Но князь остаётся верен себе и своим идеалам.Д. в своем произведении пытается показать разрушительную силу людской гордыни.Настасья Филипповна пытается сделать доброе дело, соединив князя и Аглаю. Но в её письмах к Аглаи проявляется эгоизм и жестокость. Она говорит то, что Аглая ангел, но своим счастьем она обязана ей плохой и грязной Настасьи. Тем самым она проявила безмерную гордыню, которая её и погубила.Стоить отметить, что для князя ночь, проведённая над трупом героини стала испытанием.Им овладел душевный мрак.Герой до конца последовал завету Господа- положить свою душу за других». Центр всей бесшабашости,подстрекающей мужское самолюбие,вызывающей целую бурю осуждений со стороны женской половины,является сама жертва зла-НФ.Лучший образ экзальтированной,инфернальной женщины.Жертва столпившихся вокрут поклонников и циников.Трагическая развязка ее жизни неизбежна.Но только для Мышкина очевидна жертвенность ее натуоы,он совершенно не принимает в счет то,что о ней говорят другие.Как защищал Мари,так теперь и НФ.Испорченная жизнь:в начале-Тоцкий,в конце-Рогожин.Мышкин-возможность счастливой жизни, но не получается,т.к. любит ее не любовью,а жалостью,а НФ хочет,чтоб в ней ценили не страдания,а ее самое.Д.вывел в пародийном тоне группу вульгарных прогрессистов во главе с неким Бурдовским.Хочет показат,что направление молодых умов социалистов-радикалов-бесплодное.Сначала шантажировали Мышкина,потом пускались говорить с ним о высоких материях.

28. Система образов и развитие сюжетных линий в романе Достоевского "Бесы". Образы Ставрогина, Шатова и Кириллова +билет 29







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия