Студопедия — Проблема социальной обусловленности знания. Познание и идеология. Знание и власть.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема социальной обусловленности знания. Познание и идеология. Знание и власть.






Проблема социальной обусловленности познания должна решаться дифференциро­ванно. Мы можем говорить о социальной обусловленности процесса познания. Про­цесс человеческого познания как зависимый от социальных и культурных условий. В большей мере такая социальная обусловленность знания проявляется в области социальных и гуманитарных наук, где мы можем сказать, что обще­ственные критерии и ценности играют большую роль. В меньшей мере такая социальная обусловленность знания имеет место в области естественных и точных наук. Наконец, можно ставить вопрос о содержательной обусловленности получаемых знаний, о влиянии общества на содержание научных знаний, утверждений, теорий. Впервые такая точка зрения была сформулирована Марксом, который говорит о зависимости форм общественного сознания от форм общественного бытия. Маркс же в значительной мере актуализирует и понятие «идеология». Хотя первоначально понятие идеология возникло во Франции, в философии французских просветителей, как конкретная наука, изучающая влияние языка и знаков на человеческие идеи. Так понимал идеологию известный французский идеолог де Трейси. Но именно Маркс и Энгельс пытались установить социальную обу­словленность научных идей своего времени с помощью понятия идеологии. В результате в марксизме идеология стала трактоваться как ложное сознание, как созна­ние, обусловленное и искаженное классовыми интересами. Таким образом, критика идеологии получила общее и абстрактное толкование. Маркс и Энгельс считали, что ложное сознание может преодолеть только прогрессивный класс - пролетариат, ин­тересы которого становятся всеобщими. Ложное сознание исчезнет тогда, когда пролетариат победит, когда будет разрушена классо­вая система. В советском марксизме термин «идеология» начинает применяться и в качестве по­зитивного, в частности, когда говорят о пролетарской идеологии. Значительный вклад в разработку данного понятия совершил Мамардашвили в своей работе «О необходимости превращенных форм сознания». В ней он показывает необходимость идеологии в любом обществе. Развитие идей Маркса осуществляется и в немецкой философии Карлом Манхеймом. С помощью понятия идеологии он пытается описать зависимость развития знания от социальных факторов. Подобно тому, как специалист может судить по технике живописи картины о том, к какой эпохе она принадлежит, подобно этому нужно создать систему знания, которая бы могла сказать в от ношении каждого конкретного знания, когда оно возникло и в каких социальных условиях. Дальнейшее развитие понятия идеология связано в первую очередь со структурализмом и в частности с работами Ролана Барта. В своей работе «Мифологики» Барт называет идеологию мифом, мифом в смысле неистинного выдуманного знания. Идеологическое знание не позволяет мыслить человеку правильно и задача структурализма, по мнению Барта, состоит в критике идеологии. Сама идеология по Барту возникает как вторичная знаковая система, надстраивающаяся над первичной знаковой системой. Таким образом, идеология становится обратной стороной семиотики, оборотной сторо­ной всякой знаковой деятельности. Понимание структур языка позволяет понять конструкцию идеологии. По Барту знание, таким образом, в значительной мере обусловлено социальными формами и в частности властью. Барт говорит о том, что власть создает свой язык, а с другой стороны язык обусловлен властью.

Несколько иное понимание отношения власти и знания у Мишеля Фуко, который исследовал связь гуманитарных наук с властью. М.Фуко показывал, что знание о душевных болезнях связано с институ­тами, которые в обществе этими болезнями занимаются. Социальные институты - власть, которая распространяется на содержание данной области гуманитарных знаний. Власть использует специфические процедуры для того, чтобы человека классифицировать, подчинить. Эти процедуры: осмотр, просмотр, различные процедуры наблюдения, контроля, классификации позволяют ввести подвластных индивидов в ту или иную форму со­циально обусловленного знания. Фуко также вводит понятие эпистемы. Эпистема – это определенная система понятий, которая возникает в конкретную историческую эпоху и тесно связана с определенной системой власти. Таким образом в современной философии по разному рассматривается проблема социальной обусловленности знания, но этому вопросу уделяется значительное внимание, как и вопросу о роле и месте идеологии в человеческом познании.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1617. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия