Студопедия — ТАТАРСКИЕ КОММЕРСАНТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГУБЕРНИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТАТАРСКИЕ КОММЕРСАНТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГУБЕРНИИ






Салихов Радик Римович, Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань, Журнал "ДА";

Практически все домовладельцы в татарских слободах российских городов занимались определенным видом предпринимательской деятельности, дававшим им необходимый доход для содержания собственного дома и хозяйства. Причем в пореформенный период, с развитием капиталистических отношений, стимулировавших массовый торгово-промышленный промысел населения, в городских локальных общинах наметилась тенденция к утрате единоличного лидерства и безоговорочной монополии каких-то одних купеческих фамилий. Теперь богатые и уважаемые люди прихода образовывали меджлис старейшин, который и осуществлял фактическое руководство повседневной жизнью махалли. Так произошло практически во всех крупных приходах Казани, где прежние благотворители и полновластные хозяева – Апанаевы, Юнусовы, Бурнаевы, Усмановы и другие - под давлением социальных и экономических причин уступили инициативу организованному большинству из числа вчерашних сельчан, активных и амбициозных предпринимателей, не воспринимавших высокомерный индивидуализм представителей старинных династий и не желавших быть простыми статистами в своих приходах. Как правило, финансирование нужд общины силами одного предпринимателя или рода становилось не только затруднительным, в силу увеличивающихся духовных и культурных запросов мусульман, но и нежелательным, не соответствующим коллективистскому духу возрождающегося Ислама. Лидирующая роль предпринимательства стала утверждаться и в сельских махаллях, во многом благодаря богатым торгующим крестьянам, имевшим серьезное дело как в родной деревне, так и в уездном или губернском центре. Кроме того, городские предприниматели, выходцы из аулов, не теряли связи с сельской средой, часто жили «на два дома» и, конечно же, определяли настроения и ход жизни в приходе родной деревни.

Именно мусульманский предпринимательский класс диктовал темп, формировал общий эмоциональный настрой и содержание общественных преобразований в махаллях, развернувшихся в пореформенный период. С одной стороны, купцы и торговцы, выросшие в консервативной и ортодоксальной обстановке сельских приходов, оказываясь в городе, старались утвердить здесь строгость нравов и уважение к традициям, тем самым ограничивая неизбежный радикализм реформ. С другой стороны, поддерживая постоянную связь с родным аулом, городские предприниматели не могли не внедрять в повседневную практику махаллей положительный опыт социально-культурных преобразований, в первую очередь, в образовательной и благотворительной сфере. Так, например, уфимский 1 гильдии купец, уроженец деревни Малый Битаман Казанского уезда Мифтахутдин Садретдинович Назиров, являвшийся одним из учредителей и финансистов знаменитого джадидского медресе «Галия», достаточно жестко относился к вольнодумству и педагогическим экспериментам мударриса З.Камали, по его мнению, отрицательно сказывавшимся на религиозном обучении шакирдов. В то же время, он поощрял введение нового метода у себя на родине, помогал передовому духовенству, сельским мечетям и учебным заведениям Казанского уезда. Это относится практически ко всем крупным татарским предпринимателям второй половины XIX – начала XX веков, выделявшимся большой общественной и благотворительной активностью.

Реформы, проводимые мусульманской буржуазией, во многом благодаря своему, на первый взгляд, противоречивому характеру, превратили процесс укрепления общинных институтов и сам факт ее успешного конкурентного существования в достаточно неблагоприятном окружении в одну из ярких особенностей татарской махалли этого периода.

 

Рост исламского самосознания предпринимательства, его политизация, вызванные миссионерской деятельностью государства и некоторых представителей православной церкви, внушительные успехи на торгово-промышленном поприще, трансформация традиционной благотворительности - объективно способствовали увеличению финансового и материального благосостояния большинства городских мусульманских приходов, обеспечению их реальной духовной автономии. Систематическая поддержка института духовенства, приходской конфессиональной школы, решение насущных бытовых и других общественных проблем, активное участие в формировании и работе общинного самоуправления, безусловно, цементировали базовые основы махаллей, превращая их в своеобразные «крепости», способные противостоять массированному внешнему давлению.

 

Татарская махалля периода развивающегося капитализма не могла иметь сколько-нибудь заметной территориальной и социальной замкнутости и в силу растущего имущественного состояния предпринимательства. Активное инвестирование финансовых средств в доходную недвижимость в различных частях города делало одного и того же предпринимателя полноправным членом сразу нескольких локальных общин. К примеру, купец 1 гильдии Мухаметбадретдин Абдулкаримович Апанаев в конце XIX века имел собственные дома в махаллях Первой соборной, Пятой соборной и Усмановской мечетей Казани, что позволяло ему участвовать в выборе духовенства, определенным образом влиять на учебный процесс в приходском училище, на распределение вакуфных и других благотворительных средств в каждом из этих приходов. Однако это не только не подразумевало исчезновение традиционной автономии локальной мусульманской общины, а, напротив, за счет притока новых средств способствовало укреплению материальной независимости и жизнеспособности основных ее институтов. Именно серьезная концентрация финансовых и материальных ресурсов на уровне махалли позволяла в дальнейшем мусульманской буржуазии обращать заинтересованное внимание на решение общих для татарских поселений задач: искоренение нищеты, борьбу с неграмотностью и болезнями, социальное призрение престарелых, сирот и неимущих и т.д. Появление различных благотворительных обществ в конце XIX – начале XX вв., занимавшихся социальным обеспечением и культурным развитием мусульман, независимо от места их проживания в пределах одного населенного пункта, как раз и было подготовлено положительным опытом аналогичной работы общинных попечительств.

 

Таким образом, локальная мусульманская община стала во второй половине XIX – начале XX вв. основным полем разносторонней общественной деятельности национальной буржуазии, выразившейся в целенаправленных социальных преобразованиях, затронувших все сферы жизни татарского народа. Предприимчивые, энергичные и богатые мусульмане, исходя из чувства религиозного долга, сделали в этот период все для благоустройства, «окультуривания» места собственного проживания, для улучшения жизненных условий тех, кто находился рядом, - соседей, шакирдов, неимущих однообщественников. Заложив основы материальной независимости махалли, реформировав систему приходского образования, они тем самым превратили ее в эффективный инструмент сохранения ислама в условиях активного миссионерского давления со стороны иноконфессионального государства.

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА В НАЧАЛЕ XX В.

 

В истории татарской литературы начало XX в. стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.

На первое десятилетие века приходится и пик творчества ряда уже сложившихся мастеров слова, и выход на литературную арену молодых писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы.

Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913). Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.

Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин,мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма — все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как «Писателю», «Пара коней», «Шурале», «Свободу женщине», «Не уйдем», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов.

Произведения Тукая не теряют свою притягательную силу и сейчас. Его стихотворение «Туган тел» («Родиной язык») стало как бы неофициальным гимном татарского народа. Умер Тукай молодым, в двадцать семь лет, от туберкулеза легких.

Плодотворную жизнь прожил классик татарской литературы Маджит Гафури (1880-1934). Он встретил {революцию уже зрелым писателем, автором многих популярных стихов и прозаических произведений. В 1907-1913 гг. вышли такие повести М. Гафури, как «Бедняки», «Жизнь Хамида», были изданы сборники его стихов «Любовь к нации», «Национальные стихи», «Басни». М. Гафури продолжил традиции просветительства, критического реализма. Он одним из первых среди поэтов мусульманских народов России выступил против империалистической войны. Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах «Несчастный юноша», «Первое представление», «Ради подарка», «Тайны нашего города», «Банкрот», написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей.

 

В 1907 г. свой первый рассказ «Изгнание шакирда» опубликовал Галимджан Ибрагимов (1887-1938), ставший одним из выдающихся литераторов и общественых деятелей. С его именем мы еще неоднократно встретимся в последующем. Большой популярностью среди всех слоев татарского общества пользовались произведения Фатиха Амирхана (1886-1926), Шарифа Камала (1884-1942), Гафура Кулахметова (1881-1918), Фатиха Карими (1870-1937), Сагита Рамеева (1880-1926) и других литераторов. Своеобразный характер носило поэтическое творчество Дэрдменда (1859-1921). Поэзию оренбургского золотопромышленника, депутата I Государственной думы отличали трагическое восприятие мира, тонкий лиризм и психологизм. Дэрдменд перевел на татарский язык произведения таких русских писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Особенно стремителен был взлет популярности Гаяза Исхаки (1878-1954) — выдающегося прозаика, политика и философа. В его повести «Зиндан» (в ее основу легли его личные впечатления от пребывания в Чистопольской тюрьме) раскрываются нравы заключенных и служителей закона в непростые годы обострения общественных противоречий и революционной борьбы. Это произведение сделало имя Г. Исхаки известным в кругах широкой общественности мусульманских регионов. Несколько ранее Гаязом Исхаки была написана просветительская антиутопия «Исчезновение через 200 лет».

Всего перу этого автора принадлежит около шестидесяти произведений, в том числе романов, повестей, рассказов.

Своеобразным литературно-политическим «бестселлером» стала и книга Ф. Туктарова о мусульманских депутатах Государственной думы, которая в острой и образной форме раскрывала их деятельность.


 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия