Студопедия — УЧАСТИЕ ТАТАР НА РАЗЛИЧНЫХ ФРОНТАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧАСТИЕ ТАТАР НА РАЗЛИЧНЫХ ФРОНТАХ






На фронте и в тыловых гарнизонах создавались мусульманские солдатские комитеты и бюро. Они выражали интересы и чаяния военнослужащих-мусульман. В мусульманском военном комитете Казанского гарнизона большим влиянием пользовался Якуб Чанышев (1892—1987), впоследствии активный участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант (с 1944 года) Советских Вооруженных Сил. Такой же комитет в Екатеринбурге возглавлял большевик Сахибгарей Саид-Галиев (1894—1939), впоследствии видный государственный деятель РСФСР. На фронте в армейских мусульманских комитетах работали М. Алиев, К. Якубов, А. Тагиров, Н. Байтеряков и другие.

После Февраля в армии распространилось движение за создание национальных формирований. Оно находилось в русле утверждения демократических принципов, в частности права каждого народа на свободное самоопределение. В то же время большевики выступали против превращения национальных полков в постоянную, обособленную от общероссийского войска армию. В гарнизонахКазани, Уфы, Симбирска, Оренбурга,Пензы, Саратова, Астрахани в запасных полках были выделены мусульманские роты, состоявшие в основном из татар и башкир.

Либерально-буржуазные круги татарского общества также попытались воспользоваться новыми, более благоприятными политическими условиями. Сразу после свержения самодержавия членами мусульманской фракции Четвертой Думы и ее бюро было образовано Временное Центральное бюро российских мусульман во главе с Ахмет-беком Цаликовым, стоявшим на близких, к меньшеыневистским позициях. Помимо него в этот орган вошли известные деятели С. Алкин, А.-З. Валиди, М. Бигиев, С. Максудов, Ш. Мухаммедъяров и другие. Идейного и политического единства между ними не было.

Когда бывший депутат Второй и Третьей Государственных Дум С. Максудов, выступая на съезде кадетской партии в конце марта 1917 года, заявил о поддержке российскими мусульманами партии кадетов, остальные члены Временного Центрального бюро выступили в эсеровской газете с протестом, в котором утверждали, что «многомиллионная мусульманская демократия никогда не видела в партии кадетов выразительницы своих политических интересов, в настоящее время даже самые умеренные слои мусульманского населения не склонны становиться под знамя кадетов».

Отсюда становится ясно, что в татарском национальном движении весной—летом 1917 года шел сложный процесс идейного и политического самоопределения, поиска ответа на вопросы: куда идти? с кем идти? под каким знаменем?

Важную роль в этом играла периодическая печать. После Февраля в разных городах России стали выходить новые татарские газеты, в основном левого, революционно-демократического и социалистического направления. Об этом говорят даже назва­ния газет: «Кызыл байрак» («Красное знамя»; Казань, редактор— Мулланур Вахитов), «Ирек» («Свобода»; Уфа, издатель — Ф. Сайфи-Казанлы, редактор — Г. Ибрагимов), «Алга» («Вперед»; Уфа, редактор А. Хабиби), «Солдат ялкыны» («Солдатское пламя»; Астрахань), «Хор миллят» («Свободная нация»; Троицк, редактор — А. Рахманкулый). Общее число татарских периодических изданий в 1917 году достигло рекордной цифры — 50.

Еще одной характерной чертой революции являлся расцвет митинговой демократии. На многочисленных митингах, собрани­ях, конференциях и съездах обсуждались главные вопросы тогдашней российской жизни: о форме правления и государствен­ном устройстве, о войне, о земле, рабочий вопрос и другие. Временное Центральное бюро российских мусульман в середине марта 1917 года приняло решение о созыве в Москве Всероссийского мусульманского съезда. Открытие съезда намечалось на 1 мая.

В ходе подготовки к съезду в основных районах проживания мусульман — Туркестане (Ташкент), Закавказье (Баку), Крыму (Симферополь), Поволжье (Казань) и Приуралье (Уфа) были проведены региональные конференции. 22—27 апреля в Казани состоялся съезд мусульманок, представлявших многие районы страны.

В работе I Всероссийского мусульманского съезда участвовало около 900 делегатов, из них 112 женщин. На съезде, продолжавшемся 11 дней подряд, с 1 по 11 мая 1917 года, обсуждался широкий круг вопросов, работали 9 комиссий, было произнесено много речей, одобрены резолюции. Впервые в истории посредством демократических выборов были избраны главы и члены Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Новым муфтием стал Галимджан Баруди. Было решено также

образовать Всероссийский Мусульманский Совет (ВМС) из 30 человек. От татар и башкир в состав его вошли 10 человек, в том числе известные общественные деятели С. Максуди, Г. Исхаки, М. Бигиев, Ф. Каримов и другие.

Решения съезда были выдержаны в демократическом духе. Однако они не имели ни юридической, ни практической силы. Дело в том, что мусульманское общество в целом и татарское в частности были расколоты в социальном и политическом отношениях. По мере углубления революции эта расколотость не только не уменьшалась, а неуклонно увеличивалась. Становилось ясно, что решение этнокультурных проблем в определяющей степени зависит от того, какой будет политическая власть в общегосударственном масштабе.

На фронте и в тыловых гарнизонах создавались мусульманские солдатские комитеты и бюро. Они выражали интересы и чаяния военнослужащих-мусульман. В мусульманском военном комитете Казанского гарнизона большим влиянием пользовался Якуб Чанышев (1892—1987), впоследствии активный участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант (с 1944 года) Советских Вооруженных Сил. Такой же комитет в Екатеринбурге возглавлял большевик Сахибгарей Саид-Галиев (1894—1939), впоследствии видный государственный деятель РСФСР. На фронте в армейских мусульманских комитетах работали М. Алиев, К. Якубов, А. Тагиров, Н. Байтеряков и другие.

После Февраля в армии распространилось движение за создание национальных формирований. Оно находилось в русле утверждения демократических принципов, в частности права каждого народа на свободное самоопределение. В то же время большевики выступали против превращения национальных полков в постоянную, обособленную от общероссийского войска армию. В гарнизонахКазани, Уфы, Симбирска, Оренбурга,Пензы, Саратова, Астрахани в запасных полках были выделены мусульманские роты, состоявшие в основном из татар и башкир.

Либерально-буржуазные круги татарского общества также попытались воспользоваться новыми, более благоприятными политическими условиями. Сразу после свержения самодержавия членами мусульманской фракции Четвертой Думы и ее бюро было образовано Временное Центральное бюро российских мусульман во главе с Ахмет-беком Цаликовым, стоявшим на близких, к меньшеыневистским позициях. Помимо него в этот орган вошли известные деятели С. Алкин, А.-З. Валиди, М. Бигиев, С. Максудов, Ш. Мухаммедъяров и другие. Идейного и политического единства между ними не было.

Когда бывший депутат Второй и Третьей Государственных Дум С. Максудов, выступая на съезде кадетской партии в конце марта 1917 года, заявил о поддержке российскими мусульманами партии кадетов, остальные члены Временного Центрального бюро выступили в эсеровской газете с протестом, в котором утверждали, что «многомиллионная мусульманская демократия никогда не видела в партии кадетов выразительницы своих политических интересов, в настоящее время даже самые умеренные слои мусульманского населения не склонны становиться под знамя кадетов».

Отсюда становится ясно, что в татарском национальном движении весной—летом 1917 года шел сложный процесс идейного и политического самоопределения, поиска ответа на вопросы: куда идти? с кем идти? под каким знаменем?

Важную роль в этом играла периодическая печать. После Февраля в разных городах России стали выходить новые татарские газеты, в основном левого, революционно-демократического и социалистического направления. Об этом говорят даже назва­ния газет: «Кызыл байрак» («Красное знамя»; Казань, редактор— Мулланур Вахитов), «Ирек» («Свобода»; Уфа, издатель — Ф. Сайфи-Казанлы, редактор — Г. Ибрагимов), «Алга» («Вперед»; Уфа, редактор А. Хабиби), «Солдат ялкыны» («Солдатское пламя»; Астрахань), «Хор миллят» («Свободная нация»; Троицк, редактор — А. Рахманкулый). Общее число татарских периодических изданий в 1917 году достигло рекордной цифры — 50.

Еще одной характерной чертой революции являлся расцвет митинговой демократии. На многочисленных митингах, собрани­ях, конференциях и съездах обсуждались главные вопросы тогдашней российской жизни: о форме правления и государствен­ном устройстве, о войне, о земле, рабочий вопрос и другие. Временное Центральное бюро российских мусульман в середине марта 1917 года приняло решение о созыве в Москве Всероссийского мусульманского съезда. Открытие съезда намечалось на 1 мая.

В ходе подготовки к съезду в основных районах проживания мусульман — Туркестане (Ташкент), Закавказье (Баку), Крыму (Симферополь), Поволжье (Казань) и Приуралье (Уфа) были проведены региональные конференции. 22—27 апреля в Казани состоялся съезд мусульманок, представлявших многие районы страны.

В работе I Всероссийского мусульманского съезда участвовало около 900 делегатов, из них 112 женщин. На съезде, продолжавшемся 11 дней подряд, с 1 по 11 мая 1917 года, обсуждался широкий круг вопросов, работали 9 комиссий, было произнесено много речей, одобрены резолюции. Впервые в истории посредством демократических выборов были избраны главы и члены Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Новым муфтием стал Галимджан Баруди. Было решено также образовать Всероссийский Мусульманский Совет (ВМС) из 30 человек. От татар и башкир в состав его вошли 10 человек, в том числе известные общественные деятели С. Максуди, Г. Исхаки, М. Бигиев, Ф. Каримов и другие.

Решения съезда были выдержаны в демократическом духе. Однако они не имели ни юридической, ни практической силы. Дело в том, что мусульманское общество в целом и татарское в частности были расколоты в социальном и политическом отношениях. По мере углубления революции эта расколотость не только не уменьшалась, а неуклонно увеличивалась. Становилось ясно, что решение этнокультурных проблем в определяющей степени зависит от того, какой будет политическая власть в общегосударственном масштабе.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия