Студопедия — Режиссёрский замысел спектакля.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Режиссёрский замысел спектакля.






Когда режиссёр знакомится с новой пьесой, в его воображении возникают видения того, о чём он читает. Г.А.Товстоногов остерегал принимать эти видения за основу замысла будущего спектакля, так как во-первых, они, как правило, банальны, лежат на поверхности (подобные видения возникают у любого человека, даже и не имеющего отношения ни к театру, ни к искусству вообще, и поэтому Товстоногов называл их «обывательскими штампами»), а во-вторых, режиссёр невольно видит читаемую им пьесу в готовых сценических решениях (это – так называемые «профессиональные штампы»).

Ценными для будущего замысла являются не первые «видения», а первые эмоциональные впечатления от пьесы («мрачно», или «воздушно», или «душно», или «солнечно»); они всегда индивидуальны (у кого-то – ритмические впечатления, у другого – пластические, у третьего – цветовые и т.д.), вот их-то и стоит запомнить (а лучше – записать).

А для того, чтобы в душе режиссёра созрели настоящие творческие видения, Товстоногов советовал сначала погрузить своё воображение в ту жизнь, которой живут в пьесе действующие лица – как можно детальнее и конкретнее нафантазировать себе «бытовую» сторону их жизни: во что одеты, что и как и когда едят, на чём спят, что читают, как работают, как отдыхают, какие песни поют, как справляют праздники; попытаться ощутить ритм их жизни и пытаться самому «пожить» в этом ритме – двигаться, говорить, думать. Эту стадию работы Г.А.Товстоногов называл созданием «романа жизни» пьесы и придавал ей исключительно важное значение. Он считал, что значения только пьесы далеко не достаточно для того, чтобы создать по-настоящему пригодный для дальнейшей работы «роман жизни». Он советовал изучать творчество автора по возможности шире и глубже: прочесть другие его произведения, изучить его биографию.

Результатом этой долгой и кропотливой работы станет то, что режиссёр начнёт «чувствовать» героев пьесы – ему начнёт открываться истинный смысл их слов, он начнёт угадывать мотивы их поступков, их желания, мечты, цели, он станет догадываться о том, что между ними происходит. У него возникнет возможность предположительно сформулировать тему и идею пьесы. Только тогда режиссёр может себе позволить думать о сценическом выражении пьесы.

Начинать эту работу Георгий Александрович советовал с жанрового постижения пьесы. Жанр – это угол зрения автора на действительность, преломлённый в художественной форме. На сцене всё должно быть правдиво, т.е. по законам жизни. Но «правдоподобие» и «правда» – разные вещи. Нужно искать не ту правду, которая – «как в жизни», а ту, которая будет «правдой для данного жанра», а для этого необходимо установить те «условия игры», которые задаёт автор в своей пьесе, нащупать его «природу чувств» – и искать правду существования в этих именно «условиях игры», в этой именно «природе чувств». По успешном завершении этого этапа работы гипотеза режиссёра о теме и идее пьесы существенно уточнится, конкретизируется и утвердится, станет ясным главный конфликт, который автор заложил в свою пьесу. Только тогда у режиссёра появятся видения отдельных сцен, по-настоящему отражающие пьесу, дающими основу для режиссёрского замысла. Со временем они будут накапливаться, конкретизироваться, становиться всё ярче.

Режиссёр может считать, что замысел спектакля у него возник только тогда, когда он будет иметь образное решение главных сцен, решающих для звучания всего спектакля.

По мнению Г.А.Товстоногова замысел должен в себе содержать идейное толкование пьесы, пока ещё не реализованное в конкретных сценических формах (не в мизансценах, декорациях, освещении и с фонограммами, а в отвлечённых пока образах) – «Режиссёр уже знает «что», ещё не зная «как».

То есть на данном этапе работы режиссёрское видение спектакля фокусируется в некое целое, в «зерно спектакля» (по выражению Вл.И.Немировича-Данченко). Сам Немирович-Данченко ощущал «зерно», например пьесы А.П.Чехова «Три сестры» как: «Тоска по лучшей жизни»; «зерно» романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» – как: «Всесокрушающая страсть», а «зерно» «Воскресенья» – «воскресенье падшей женщины».

Когда замысел возник, режиссёр может приступать к репетициям с актёрами. В процессе дальнейшей работы замысел будет созревать и конкретизироваться до тех пор, пока у режиссёра в совместной с актёрами работе не появятся точные видения решения спектакля уже в сценических формах (мизансцены, декорации, освещение, фонограммы, и т.д.).

Тогда настанет заключительный этап работы над спектаклем – этап реализации режиссёрского замысла, завершающийся премьерой спектакля.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия