Религиозные свадебные обряды.Брак у греков был священным обрядом, приобщавшим девушку к культу ее новой семьи. Греческие писатели обыкновенно прилагают к нему слова, означающие религиозный акт. Поллукс15 говорит, что в древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, γάμος, употребляли просто слово τέλος, которое означало священную церемонию, будто брак был обрядом священным по преимуществу.
Этот обряд совершался не в храме, а дома, и именно домашнее божество брало его под свое покровительство. Правда, в молитвах призывали также и небесных богов; вошло даже в обычай предварительно ходить в храмы и приносить богам жертвоприношения, носящие названия преддверия к браку — προτέλεια, προγάμια. Но главная и важнейшая часть церемонии должна была совершаться у домашнего очага. Свадьба состояла, так сказать, из 3 актов. Первый происходил у очага отца,ἐγγύησις; третий — у очага мужа, с. 34 τέλος; второй был переходом от одного к другому, πομπή;. В родительском доме отец, окруженный обыкновенно всем своим семейством и в присутствии жениха, приносил жертвоприношение. По окончании этого обряда он, произнося священную формулу, объявлял, что выдает свою дочь за поименованного молодого человека. Это заявление было совершенно необходимо при заключении брака, потому что девушка не могла бы принять участие в поклонении очагу мужа, если бы ее отец не отлучил ее предварительно от родительского очага. Для принятия новой религии она должна быть свободной от всякой связи со своей первоначальной религией, от всякой привязанности к ней. После этого девушку переводили в дом мужа. Иногда ее сопровождал туда сам муж. В некоторых же городах обязанность провожать невесту лежала на особом лице, исполнявшем в известном смысле должность священнослужителя и называвшемся герольдом. Невесту сажали обыкновенно на колесницу; на лицо ее набрасывалось покрывало, а на голову возлагался венок, который вообще употреблялся при всех религиозных обрядах. Одета она была в белое платье; белый цвет одежд также был обычным при всех обрядах, имеющих религиозный характер. Перед девушкой несли факел; это — брачный факел. Во время всего пути около нее пели религиозный гимн, имеющий такой припев: «Ὦ Ὑμήν, ὦ Ὑμέναιε» («О Гимен, о Гименей!»). Девушка не вступала сама в свое новое жилище. Требовалось, чтобы муж ее, разыгрывая притворное похищенье, схватил ее, чтобы она вскрикнула несколько раз и чтобы сопровождающие ее женщины сделали вид, что защищают ее. Этими действиями хотели, несомненно, подчеркнуть, что женщина, которая будет совершать жертвоприношения у этого очага, не имела на это никакого права, что она приближалась к очагу не по своей воле и вводилась сюда властью хозяина данного места и бога. с. 35 После этой притворной борьбы новобрачный подымал невесту на руки и вносил ее в двери, принимая все меры к тому, чтобы ноги ее не коснулись порога. Все описанное является лишь подготовлением, введением к церемонии. Священное действие происходит внутри дома. При приближении к очагу новобрачную подводили к домашним божествам, ее кропили очистительной водой, она прикасалась к священному огню. По произнесении молитв супруги делили между собой пирог, хлеб, несколько фруктов. Это подобие легкой трапезы, которая начиналась и кончалась возлияниями и молитвой, это разделение еды перед очагом создавало религиозное единение новобрачных, общение их друг с другом и с домашними богами. (Фюстель де-Куланж. Гражданская община древнего мира).
|