Студопедия — РОДОВАЯ ТРАВМА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РОДОВАЯ ТРАВМА






Никто из людей еще не пришел в этот мир с улыбкой на устах.

Более того, наше появление на свет сопровождается плачем, болью, муками, страданиями и всепоглощающим ужасом.

Что вполне естественно, если вспомнить заявление, согласно которому рождение ребенка – это смерть плода.

Стало быть, каждый из нас несет в себе опыт смерти и уже при жизни!

"Я умер – когда родился" – любой может сказать подобное, никоим образом не покривив душой.

К данной теме проявили интерес и представители психоанализа, полагая, что здесь можно отыскать один из ответов на те вопросы человечества о себе самом, которые принято называть "проклятыми".

Согласно исследованиям и прозрениям Отто Ранка, ситуацию, в которой оказывается очередное вновьприбывшее сюда существо, можно представить в следующем виде:

- Рождение рассматривается как глубочайший шок.

- Шок этот создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются в течение всей последующей жизни.

- Травматический опыт рождения настолько ужасен, что вытесняется из детской памяти.

- Причина дальнейших проблем и кризисов кроется в содержании родовой тревоги.

- Отделение от матери представляет первичную травму.

- Последующие отделения любого рода приобретают столь же травматический контекст.

- Отделение при рождении "впечатывается" в мозг младенца в форме визуального образа.

- Первым таким образом предстают женские гениталии и при этом как нечто внушающее ужас.

- Любое наслаждение в конечном итоге стремится к воссозданию внутриутробного первичного блаженства, рая, утраченного при рождении.

- Наивысшее удовольствие достигается посредством сексуального акта.

- Сексуальный акт представляет символическое воссоединение с матерью.

- Мужчина в сексуальном акте отождествляет себя с пенисом, возвращающимся в материнскую матку.

- Женщина в сексуальном акте испытывает наслаждение, идентифицируясь с ее собственным неродившимся ребенком.

- Препятствие для удовлетворения представляет родовая тревога, сигнализирующая об опасности возвращения в материнское лоно.

Психономика, кристаллизуя положения Ранка, в определенную схему, дает возможность наглядного представления об истории появления и жизнедеятельности человеческого существа:

1. Внутриутробное существование – Эдем, пребывание в котором сопровождается переживанием блаженства.

2. Начало родовой активности матери – Нарушение райского гомеостаза, зарождение тревоги, предвещающей грядущую катастрофу.

3. Роды – Катастрофа обрушилась во всей своей ужасающей мощи. Переживание кошмара изгнания. Полная утрата безмятежности, покоя и состояния нирванического единства. Паника и нарастающая тревога. Сотрясение. Потрясение. Крушение. Мгла бездны и удушье сжимающего коридора. Встреча с Неведомым, таящим в себе опасность и угрозу уничтожения.

4. Рождение – Изгнание свершилось. Падение в холод чужого мира. Переживание потери, утраты единства, брошенности, вы-брошенности. Взрыв отчаяния.

Если следовать путем дальнейших обобщений, можно обнаружить такую последовательность:

1. Внутриутробный период – 2. Роды – 3. Рождение.

Физиологическому трехступенчатому процессу соответствует цикл мета-физиологических состояний:

1. Эдем – 2. Изгнание – 3. Изгнанность.

В контексте душевных переживаний проявляется адекватный ряд:

1. Блаженство – 2. Ужас – 3. Тревога.

Здесь, вероятно, нам следует провести некоторые различия в психологических понятиях и уточнить их смысл. Почему мы говорим об ужасе на втором этапе и тревоге на третьем, а не наоборот? И не допускается ли здесь излишне вольное обращение со смыслами?

Подобная расстановка акцентов представляется вполне уместной и логически обоснованной, если прояснить значение каждого из терминов.

Ужас, как и страх, и паника – непосредственная реакция на ситуацию и полностью определяется последней. Например, страх перед темнотой исчезает, как только исчезает сама темнота. Этимология понятия «ужас» вносит существенное дополнение в проясняемую картину. Чешское uzas - «удивление», «изумление». Древнерусское ужасъ – «страх», «отчаяние», «исступление». Проступает семантическая связь с «жать» и «гасить».

«Гасить» – древнеиндийское jasate – «истощает», «изнуряет».

«Жать» – «сжимать», «сдавливать», «давить». – Именно интенсивным сдавливанием, давлением сопровождается прохождение через родовой канал.

Общеславянский корень daviti – «душить», «умерщвлять».

Тревога происходит от и.-е. корня tris- «трижды». Общеславянское trьv-og-a значило «трижды повторенный сигнал об опасности». В смысловом значении здесь подчеркивается именно ожидание.

Таким образом тревога являет собою переживание, устремленное в будущее, и потому она не связывается с обстоятельствами, проявляющимися в настоящем. В данном случае опасность не столько присутствует, сколько ожидается. Такое вот ожидание действительной или мнимой угрозы и есть тревога.

Когда эмбриональный разум сталкивается с тотальным крушением мира, он реагирует непосредственно – то есть испытывает ужас – как ответ на мгновенное осознание событий, таящих в себе для него возможность гибели с одной стороны и драму произошедшего лишения покоя и защищенности с другой. Когда же младенец появляется на свет, он осознает, что жив, но мир, в который он попал – чужд и чуже-роден, а значит, потенциально опасен. Всякая потенция – всегда принадлежность будущего, иначе она была бы уже не потенцией, а кинетикой. Стало быть, можно говорить о том, что зародыш, попавший в водоворот смертоносных событий, охвачен страхом, а родившийся ребенок окутан тревогой.

Тревогу уравновешивает тоска.

Ибо тоска – это первый атрибут памяти, которая в любой момент несносного настоящего может нашептать о пленительном и прекрасном прошлом, например, таком, которое присутствовало в раю. И повинуясь этому властному, гипнотическому зову, душа обращает свой взор вспять и готова устремиться обратно. Но произошедшее – уже произошло. И оно способно быть реконструированным только в одном случае – если время повернет назад. Но как может повернуть в ту или иную сторону то, чего в действительности нет? Следовательно, и назад хода нет. Потому что свершившееся – свершилось, а значит, умерло.

Получается, что человека в первые мгновенья мучительно тревожной жизни тянет к смерти, так как его влечет, что вполне естественно, к водам обетованным внутриутробного Эдема.

Происходит своеобразная рокировка реальностей: смерть (ведь зародыш-то уже умер, когда ожил человек) представляется жизнью (в ее истинном смысле как перманентного блаженства и нарциссического переживания своего собственного бессмертия), а жизнь (наша реальность предметного мира) являет собой самую настоящую смерть (как состояние потери).

Младенческий мозг выводит формулу: Жизнь = Смерть. Смерть = Жизнь.

Однако, человеческим ожиданиям не суждено сбыться. Факты таковы, что выход и вход – не одно и то же. И Рай закрыт.

Если тоска удовлетворяется, она растворяется. В противном случае она обращается в отчаяние.

Итак, первое впечатление, равно как и самоограничение человеческого существа можно определить через следующие качества переживаний:

"Я изгнан".

"Я смертен, то есть подвержен уничтожению".

"Я одинок".

"Я нахожусь в той ситуации, где мне постоянно что-то угрожает".

"Я беззащитен".

"Я дезориентирован во времени и пространстве, ибо не знаю, что меня ожидает в следующий миг".

"Я бездомен, постольку поскольку изгнан из того места, которое полагал своим домом".

"Я – вечный странник, лишенный уюта, приюта и покоя".

Безусловно, данные описания лишь метафоры, ибо переданы словесно, и младенец еще не мыслит такими категориями. Он вообще еще ничего не формулирует, а только лишь формирует. Но суть, исходя из логики событий, остается соответствующей приведенным выводам, основной же из которых может быть выражен следующим образом: "Жизнь – это страдание".

Можно было бы сказать, что ребенок уже обладает сознанием будды, если бы у него было сознание. Наверное, царевич Сиддхарта Готама просто вспомнил опыт своего рождения и связанные с ним горькие озарения младенческого разума.

Таким образом получается, что первая инграмма (запись, запечатление) нашего мозга содержит в себе смысл: ИЗГНАННОСТЬ – СТРАННИЧЕСТВО – ОДИНОЧЕСТВО – ОБРЕЧЕННООСТЬ НА УНИЧТОЖЕНИЕ.

И, следовательно, человек, любой человек – по сути своей, по изначальному статусу – несчастен. Он Не- Счастен, потому что Не-Причастен счастью, не со счастьем.

Ведь в мире все проще, чем в наших умозрительных конструкциях. Несчастье – это отсутствие счастья.

Жизнь наша тотально пронизана амбивалентностью и дерущимися друг с другом отчаянно подспудными противоречиями.

И в силу неизбежности вступает парадокс: ЖИТЬ ТРЕВОЖНО, А УМЕРЕТЬ СТРАШНО. Капкан захлопывается, и наступает ад – эпоха вечного кошмара.

Вообще, существование человеческое представляет собою сплошной тотальный парадокс. Рассмотрим вездесущие антитезы нашего бренного бытия, и возможно, такое рассмотрение приблизит нас к некоему прояснению таинственной ситуации.

Нам известно, что основной и базовой программой Вселенной является Выживание. В противном случае, какой резон в эволюционировании и поддержании жизнеспособности систем, составляющих ее структуру? Но тогда возникает еще вопрос. Зачем для реализации программы выживания создается процесс уничтожения, пусть даже и явленный в переживании психической реальности? Получается, что для того, чтобы выжить, необходимо умереть. Умереть – чтобы выжить!

Семантическое поле: Родовая травма - Ужас – Тревога - Изгнанность – Сранничество – Одиночество – Обреченность на уничтожение.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия