Студопедия — ГЛАВА XIX. Когда мы говорим, что в случае совершенного над телом насилия, если обет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА XIX. Когда мы говорим, что в случае совершенного над телом насилия, если обет






Когда мы говорим, что в случае совершенного над телом насилия, если обет

чистоты не нарушается никаким желанием зла, злодеяние совершается только

тем, кто насилует, а не тою, которая, подвергшись насилию, ничем при этом

не содействует насильнику, — этому совершенно ясному положению, возможно,

дерзнут противоречить те, против которых мы защищаем не только помыслы

христианок, подвергшихся в плену насилию, но и саму святость их тел?

Действительно, они всячески превозносят целомудрие Лукреции, благородной

древнеримской матроны. Когда сын царя Тарквиния совершил насилие над ее

телом, удовлетворив этим свое сладострастие, она объявила о злодействе

развратного юноши супругу своему Каллатину и родственнику Бруту, мужам

храбрым и знаменитым, и призвала их к мести. А потом, страдая душою и не

будучи в силах перенести позора, умертвила себя. Что мы скажем на это?

Считать ли ее виновною в прелюбодеянии или целомудренной? Кто стал бы

спорить об этом? Некто совершенно справедливо заметил по этому поводу:

«Удивительно, было их двое, но прелюбодействовал один!» Видя в

совокуплении этих двух сквернейшее сладострастие и волю только одного из

них и принимая во внимание не то, что делалось совокуплением членов, а то,

что происходило от различия душ, он говорит: «Было их двое, но

прелюбодействовал один».

Но почему же более жестокое наказание постигает ту, которая прелюбодеяния

не совершила? Ведь тот вместе с отцом был только изгнан из отечества, а

эта претерпела смертную казнь? Если невольно терпеть насилие — не

распутство, то в чем же тогда справедливость, когда она, целомудренная,

наказывается? К вам обращаюсь, законы и судьи римские. Вы и после

действительно совершенного преступления не дозволяете безнаказанно убивать

злодея, пока он не будет осужден. Итак, если бы это преступление было

передано кем-нибудь на ваш суд и вы бы нашли, что убита женщина не только

не осужденная, но и чистая и невинная, — неужели вы не подвергли бы

соответствующему строгому наказанию того, кто это сделал? А сделала это

Лукреция, она сама, прославленная Лукреция, невинную, чистую, претерпевшую

насилие Лукрецию вдобавок ко всему еще и умертвила! Произносите ваш

приговор. Если не можете произнести его потому, что нет налицо того, кого

вы могли бы наказать, то зачем же вы с такою похвалой отзываетесь об

убийце этой невинной и чистой женщины? Перед подземными судьями, даже

такими, какими изображают их в стихах ваши поэты, вы не защитите ее,

конечно, никакими резонами, потому что она стоит, разумеется, в ряду тех,

Что невинными будучи,

Сами себя умертвили, прервав в одночасье

Жизни свои, ибо свет им всем стал ненавистным'.

И когда у кого-либо из таких появляется желание вернуться на свет,

Судьба на него восстает, крепко держат на месте Непроходимые волны

печального моря".

Возможно, она совсем не там, ибо умертвила себя, хотя и будучи невинной,

но чувствующей за собой

преступление? Что, если она (что могло быть известно только ей самой),

увлеченная сладострастием юноши, сочувствовала ему, хотя он и употребил

против нее насилие; и не прощая себя за это, сокрушалась до такой степени,

что полагала возможным искупить свое преступление только смертью? Хотя и в

этом случае она не должна была убивать себя, если бы могла с пользой

приносить покаяние перед ложными богами. Но если это действительно так, и

ложно то, что их было двое, но прелюбодействовал один, а напротив —

совершили прелюбодеяние оба, один с употреблением явной силы, другая — с

тайным соизволением: то она убила себя не невинную. В этом случае ученые

защитники ее могут сказать, что она не находится в преисподней среди тех,

Что невинными будучи, Сами себя умертвили.

Таким образом, дело сводится к тому, что отрицанием человекоубийства

утверждается прелюбодеяние, а оправданием в прелюбодеянии возводится

обвинение в человекоубийстве. Выхода решительно нет, коль скоро вопрос

ставится так: «Если она прелюбодействовала, то за что ее хвалят; а если

осталась целомудренной, то за что она убита?»

Но для нас при опровержении тех, которые, будучи чуждыми всякого

помышления о святости, смеются над христианскими женщинами, потерпевшими в

плену насилие, — для нас в примере этой благородной женщины достаточно и

того, что так прекрасно сказано в ее похвалу: «Было их двое, но

прелюбодействовал один». Ведь именно так обычно представляют себе

Лукрецию: что она не могла осквернить себя никаким соучастием в

прелюбодействе. А что она, и не совершив прелюбодеяния, убила себя за то,

что сделалась орудием прелюбодеяния, в этом выразилась не любовь к

целомудрию, а болезненное чувство

стыдливости. Стыдно ей было, что над нею совершилось чужое непотребство,

хотя и без ее участия; и римская женщина, до крайности жаждавшая доброго о

себе мнения, побоялась, чтобы о ней не подумали, будто бы то, что она

претерпела через насилие, она претерпела добровольно. И вот, не будучи в

состоянии показать людям своей совести, она решила представить их глазам

эту казнь, как свидетеля своих помыслов. Она краснела при мысли, что ее

могут счесть сообщницей проступка, если она терпеливо снесет то, что

сделал над нею другой.

Этого не сделали христианские женщины, которые, снеся подобное, продолжают

жить. Они не наказали себя за чужое преступление, чтобы к чужим

злодействам не добавить своих; а это так бы и было, если бы по той

причине, что враги, отдавшись страсти, обесчестили их, они из стыда

совершили бы над собою человекоубийство. У них есть внутренняя слава

целомудрия, свидетельство совести. Они имеют ее пред лицом Бога своего и

не ищут большего там, где нет большего, что они могли бы сделать по

совести, — не ищут, чтобы ради избежания оскорблений со стороны людской

подозрительности не уклониться от предписаний божественного закона.







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия