Студопедия — ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА






 

Неудачи крестовых походов не погасили эсхатологических надежд. Томазо

Кампанелла в своем произведении "Об испанской монархии" умолял испанского

короля финансировать новый крестовый поход против Турецкой империи и

основать после победы Великую всемирную Монархию. Через 38 лет в Эклоге,

посвященной Людовику XIII и Анне Австрийской, в честь рождения будущего

Людовика XIV Т.Кампанелла предвосхищает одновременно возвращение Святой

земли и обновление времени. Молодой король в тысячу дней завоюет всю землю

победив чудовищ, то есть подчиняя неверных и освобождая Грецию. Магомет

будет выброшен из Европы, Египет и Эфиопия вновь станут христианскими.

Татары, персы, китайцы и весь Восток обратятся в христианскую веру. Все

народы составят единый христианский мир, у обновленной Вселенной будет

один центр ~ Иерусалим. "Церковь, ~ писал Кампанелла, ~ началась в

Иерусалиме, в Иерусалим она и вернется, обойдя весь мир". Т.Кампанелла в

своем трактате "Первое и второе воскресенье" не считает больше, подобно

Святому Бернару, что "завоевание Иерусалима есть только этап к небесному

Иерусалиму. Для него это установление мессианистского царства. Примеры

можно было бы умножить.

 

Но следует подчеркнуть непрерывность и близость между средневековыми

эсхатологическими идеями и различными "философиями истории" иллюминизма и

XIX-ого века. Вот уже три десятка лет известна та исключительная роль,

которую сыграли пророчества Джоаккино да Фьоре в возникновении и структуре

всех этих мессианских движений, возникших в XIII веке и продолжавшихся в

более или менее секуляризованной форме до XIX века. Главная идея Джоаккино

о неизбежном начале для всего мира третьей эпохи истории, эпохи свободы, так

как она будет проходить под знаком святого Духа ~ это идея приобрела большую

известность. Она противоречила точке зрения, принятой церковью со времени

святого Августина. По общепринятому учению, поскольку Церковь учредила на

земле полное совершенство, то в будущем не будет больше обновления.

Единственным решающим событием будет второе пришествие Христа и Страшный

Суд. Джоаккино де Фьоре вводит в христианство архаический миф о всеобщем

возрождении. Конечно, речь уже не идет о возрождении периодическом и

бесконечно повторяемом. Третья эпоха, по его мнению, будет царством Свободы

под руководством Святого Духа, а это предполагает, что историческое

христианство остается позади и, как следствие этого, упраздняются

существующие правила и установления.

 

Мы не будем останавливаться здесь на различных эсхатологических движениях,

побудительным импульсом которых оказалась мысль Джоаккино де Фьоре. Не

стоит все же вспомнить о некоторых учениях, являющихся неожиданным

продолжением идей калабрийского прорицателя. Так Лессинг в своем труде

"Воспитание человеческой расы", развивает тезис о постоянном и

прогрессивном откровении, завершающемся в третьей эпохе. Лессинг оценивал

это как победу разума с помощью воспитания. По его мнению, в этом

совершается исполнение христианского откровения об "энтузиастах XIII-го и

XIV-го веков", единственным заблуждением которых было то, что они слишком

рано провозгласили "новое вечное евангелие".

 

Влияние идей Лессинга было значительным и через сторонников Сен-Симона он

оказал воздействие на Огюста Конта и его учение о трех состояниях. Его

воздействие испытали на себе также Фихте, Гегель, Шеллинг; согласно этим

идеям в третью эпоху произойдет обновление Истории. Через этих мыслителей

эсхатологический миф оказал влияние на некоторых русских писателей, в

частности на Красинского, автора "Третьего царства духа" и Мережковского,

автора "Христианства третьего Завета". Конечно, здесь мы имеем дело с полу

философскими идеологиями и фантазиями, а не с эсхатологическим ожиданием

царствования Святого Духа. Но во всех этих теориях и фантазиях более или

менее явно просвечивается миф о всеобщем обновлении.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия