Студопедия — Необходимая осторожность в отношении вопроса о смысле
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Необходимая осторожность в отношении вопроса о смысле






На предыдущих страницах я часто упоминал о смысле. Понятия «открытия» и «конструирования» долгое время противопоставлялись. Вопрос о смыс­ле неизбежно влечет нас к герменевтике, предметом которой он по определению является. Европейский конгресс по гештальт-терапии в 1998 году был посвя­щен теме «Герменевтика и клиника». Ссылка на гер-


66


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


67


 


меневтику рождает во мне некоторое неудобство, кото­рое в данный момент для меня не вполне ясно и которое требует от меня дополнительных исследований. Конеч­но, Поль Рикер замечательно показал, что «герменевти­ческое поле само по себе расколото», взорвано проти­воречиями и различными стратегиями, и, следователь­но, обращаться к герменевтике можно по-разному. Но я еще раз хочу сказать, что, по моему мнению, постанов­ка вопроса о смысле в центр того, что должно волновать терапевта, может оказаться тонкой подменой. В самом деле, герменевтика вышла из «науки» об интерпретации письменных текстов. Изначально это были сакральные тексты. Затем границы дисциплины раздвинулись в раз­ных направлениях, вобрав в себя обширную проблема­тику «смысла смысла». Тем не менее остается то, что герменевтика ориентирована на интерпретацию текс­тов. Мне очень нравится определение человека, пред­ложенное бельгийским философом Анри Ван Лиром: «обозначенное животное», и мысль о том, чтобы прочи­тывать человека как животное, испещренное знаками, далеко не лишена интереса. Повторяю, остается отве­тить на вопрос, должна ли психотерапия рассматривать­ся прежде всего дешифровка или же как конструирова­ние? Я полагаю — это предмет веры, — что гештальт-те-рапия строится скорее на понятии опыта, и в этом отно­шении смысл есть только одно из построений опыта.

Точно то, что обращение к герменевтике, постмо­дернизму, теориям объектных отношений, психоана­литическим отсылкам к бессознательному, переносу или иным понятиям, к феноменологии или гештальт-психологии настоятельно ставит вопрос эпистемоло­гической когерентности, от которого исследователи охотно уклоняются. Нельзя безнаказанно переходить от одной дисциплины к другой, от одного способа рас­суждения к другому, не рискуя ослепнуть.


Опыт

Переживаемый опыт («das Erlebnis»), который под­разумевает субъективный аспект события такой, ка­ким в настоящий момент его схватывает субъект в личностном, индивидуальном и конкретном значе­нии, мне кажется на деле единственным организую­щим понятием, способным выразить субъективность и дифференциацию в поле.

Позвольте мне процитировать несколько строк, принадлежащих Эрвину Строе, знаменитому пси­хиатру феноменологической ориентации, который, анализируя феномен вздоха, написал в 1952 году за­мечательное «Введение в теорию выражения»: «К не­счастью, — пишет он, — непосредственный опыт не­выразим; он не ведает себя самого не потому, что он является неосознанным, а потому что он не является осмысленным. Как Спящая Красавица должна дожи­даться своего Принца, который разорвет чары, непос­редственный опыт должен дожидаться того, кто ока­жется в достаточной мере наделенным властью над словами, чтобы вывести его на свет. Но в момент, ког­да это происходит, опыту угрожает другая опасность». В проговаривании опыта сталкиваются традиция, об­разование, интерпретация, стереотипы и предрассуд­ки, и, разумеется, необходимо не путать опыт с осоз­нанием, которое у него есть, или со смыслом, кото­рый в него вкладывается.

«Опыт, — продолжает Строе, — есть синоним «опы­та-мира» и «опыта-себя-в-мире». Это то, что повер­нуто лицом к другому; он опыт другого существует только в отношении с «я»; и наоборот. Это отноше­ние не соединение двух частей, «я» и*«мир», а сущес­твует как целое».


 

68

Жан-Мари Робин

Левин выдвинул мысль, что человеческие факты «зависят не от наличия или отсутствия некоего фак­тора или некоего набора факторов, взятых изолиро­ванно, а от констелляции (структур и сил) специфи­ческого поля, взятого как целостность».

Именно в этой диалектике контакта поля и в поле, выражения поля и в поле, речи поля и в поле, благода­ря сложной динамике подтверждений и включений, резонансов и Einfhlung, или эмпатии, выражение и речь подводят меня к тому, чтобы определить психо­терапию как опыт «бытия благодаря другому».

Заключение

Моей целью было напомнить читателю, в чем при­надлежность к модернизму отличается от принадлеж­ности к постмодернизму, а также сказать о следстви­ях постмодернизма в области гештальт-терапии. Фи­лософ Ж.-Ф. Лиотар, который одним из первых мно­го писал на эти темы, внимательно исследовал поня­тие постмодернизма. Он замечает, что слово «постмо­дернизм» подразумевает отсылку к модернизму. При­ставка «пост-» не означает на самом деле разрыва с предшествующим, но как раз напротив, подразумева­ет определенную преемственность. Она означает, что постмодернизм находится в рамках модернизма. Для гештальт-терапевта, привычного к понятию «пост­контакт», эта идея не покажется непонятной. Пост­контакт также не является опытом, не зависимым от контакта; это опыт, составляющий часть целост­ного контакта, его особая модальность, преходящий этап в конструировании специфического гештальта, а именно деконструкции с целью усвоения. Упомяну­тый здесь постмодернизм со всеми его коннотация­ми, которые сопряжены с употреблением этого слова,


Быть в присутствии другого 69

таким образом, надо рассматривать как продолжение и переустройство, а не как разрыв с прошлым.

Так что именно это — иногда не очень внятно — и было сделано в книге Перлза и Гудмена: в своей «те­ории self» они попытались скомпоновать и связать некоторые теоретические возможности, которые от­крывает модернизм, с рядом других, относящихся к модернистской философии. Приблизиться к этому пониманию мы можем лишь посредством диалекти­ки темпоральности. Но для этого потребуется время и много общения!

Выдвинутые в этой статье идеи должны побуждать к совместному размышлению, а не к догматизму ка­кого бы то ни было рода. В сущности говоря, постмо­дернистский вызов является главным образом пригла­шением к анализу и разговору. Скептицизм по пово­ду реальности и истины распространяется на знание, власть, self, язык и т. д., т. е. на то, что в большинстве случаев не рождает вопросов и служит легитимации и увековечению нашей западной культуры. Индиви­ды конструируют свои реальности, и эти реальности поддерживаются социальным взаимодействием, ко­торое в свою очередь подтверждает верования, име­ющие социальное происхождение. Модернизм давал нам уверенность в наших потребностях в достовер­ном и позволяла нам низводить новое до уровня уже известного. Есть ли отсюда выход? Возможно ли нам пойти навстречу неизвестному? Непросто. Вспом­ним название психологического романа Ханны Грин, которое любил цитировать Перлз: «Я никогда не обе­щал тебе сад из роз».


Быть в присутствии другого 71


2. «Есть тут кто-нибудь?»

Ввести понятия экспрессии в поле наук о человеке вообще и клинических наук о человеке в частности — значит занять философскую и эпистемологическую по­зицию, чем я занимаюсь с самого начала 1960-х годов, продолжая направление, начатое в начале 1970-х годов Ги Лафаргом, Жаном Брустра, затем Максом Пажесом

8 Этот текст написан почти одновременно с предыдущим очерком «Осмелиться на постмодернизм в психотерапии», но написан в форме лекции, для другой аудитории. Пото­му некоторое число параграфов общие в обоих главах. Они иллюстрируют то, что я сказал во Введении, а именно ряд находящихся в работе идей и продолжающих их выводов в форме этапов размышления и разработки. Несмотря на подчас излишнюю многословность особен­но в том, что касается критики современности и открытии постмодернизма, я решил ничего не менять в этом тексте. Он знаменует собой существенный этап критического раз­рыва между двумя подходами; речь идет о неотвратимом и постоянном присутствии другого в опыте. Эта тема будет широко воспринята и продолжена в последующих очерках. Я надеюсь, что читатель извинит меня за то, что местами я повторяюсь.


и некоторыми другими, первые плоды могут проявить­ся для нас с большей ясностью спустя десятилетия.

1960-980-е годы, как мне кажется сегодня, пред­ставляют собой акме того, что обычно называют «мо­дернизмом». Модернизм соответствует той модальнос­ти, которая с века Просвещения попыталась открыть новые перспективы научного и технического прогрес­са, знания, порывающего с более или менее обскуран­тистскими традициями предшествующих столетий.

Даже если мыслители, социологи и социальные критики могут расходиться в своих анализах, все со­гласны в том, что на социальном уровне с «модерниз­мом» связано появление примата понятия индивида и его «порочного следствия» — индивидуализма.

В самом деле, именно с модернизмом связан подъ­ем разума и науки, права человека с их принципами равенства и свободы, разрушение социальной ткани племенной общины и утверждение понятия «обще­ства», и, таким образом, примат индивидуальности и понятия субъекта, которое занимает настолько важ­ную роль в современных науках о человеке.

Модернизм тем самым также позволил развиться романтизму и взгляду на эмоции как нечто выдающее­ся. Эстетическое отношение заняло место религиозно­го отношения.

Сегодня есть все для того, чтобы на этой почве родил­ся интерес к приспособлению в контакте и через контакт,» интерес к творчеству, автономии и ответственности, так тесно связанным с самим определением субъекта.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия