Студопедия — Социализированность: субъект-субъектный подход
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социализированность: субъект-субъектный подход






Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный подход. Они считают, что социализиро-ванный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии бытьсубъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированноегь, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценност.....х ориентации. Они считают, что

сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с саможепектациями (самоожида­ниями) человека. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный человек стре­мится к изменению самоэкспектацин и умеет оставлять предше­ствующие роли.

Американский исследователь Э. Келлн, используя понятие «пол­ностью функционирующая личность», которое с некоторой до­лей условности можно рассматривать как синоним «социализиро­ванного человека», характеризует ее следующим образом: полно­стью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего «само» в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает твор­ческую роль.

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики человека, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценно­стных ориентации; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требо­вания, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации, раскрытой в данном посо­бии, социализированность — это достижение человеком определен­ного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

-степень овладения знаниями, умениями и установками, необ­ходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, ха­рактерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

- наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-прием­лемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реа­лиями социальной среды);

- необходимый на данном возрастном этапе уровень образова­ния.

В качестве признаков обособления человека в об­ществе можно рассматривать следующие:

- наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

-наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологиче­ская автономия);

- реализация избирательности в эмоциональных привязанно­стях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

- мера готовности и способности самостоятельно решать соб­ственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореали­зации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия).

Мера сбалансированности приспособления и обособления че­ловека в социуме и содержательные характеристики названных выше признаков приспособления и обособления во многом опре­деляют систему временных связей человека как личности со всей социальной действительностью и с ее отдельными сегментами, которая складывается на каждой стадии социализации.

Можно выделить четыре вида отношений человека, которые связывают его с действительностью (миром) в целом и с ее от­дельными сегментами: отношение к себе и отношения с самим собой, отношение к миру и отношения с миром.

Отношение к себе у человека определяется тем, каким он ви­дит самого себя, т.е. тем, каков его образ Я. Образ Я — некое обобщенное представление о самом себе — с возрастом меняется, становясь дифференцированнее и глубже. Это происходит в про­цессе и в результате самопознания, которое связано с успешно­стью или неудачами самореализации, с соотнесением себя со сверст­никами, старшими, младшими, а также героями литературы, кино и телеэкрана, звездами спорта, рока и т.д., с принятием оценок значимых лиц в ближайшем окружении, с различными жизнен­ными обстоятельствами. С возрастом влияние внешних факторов на образ Я снижается, возрастает роль собственной жизненной позиции и самоанализа.

Образ Я, успешность самореализации определяют меру само­принятия человека, уровень его самоуважения. Меру самоприня­тия, уровень самоуважения, иными словами, можно определить как отношения человека с самим собой. Нельзя недооценивать от­ношения человека с самим собой, ибо от него зависит весь процесс развития личности (ее интересы и привязанности в различ­ных сферах жизнедеятельности, стремление и характер самоизме­нения, восприятие воспитывающих воздействий, отношение к миру и т.д.). Вспомним мысль Л. Фейербаха о том, что человек только там удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то доби­вается, где он сам верит в свои силы.

Отношение к миру — это обобщенная система взглядов на при­родную и социальную среду, от которой зависит то, каким чело­век видит планету в целом, свою страну, общество, в котором живет, группы и коллективы, в которые входит, конкретных лю­дей, его окружающих. Отношение к миру, образно говоря, играет роль своеобразного прожектора, высвечивающего те или иные стороны действительности и оставляющего в тени другие. Отно­шение к миру — компас, определяющий видение причинно-след­ственных связей между явлениями и процессами, характерными для окружающей действительности.

Это отношение возникает как в результате неосознанного вос­приятия мира, так и его систематизированного познания. Человек живет в мире, который многолик, разнообразен и неоднозначен. Мир не является ему раз и навсегда данным и не воспринимается им как нечто неизменное. С раннего детства человек осваивает окружающую его действительность, и у него формируется опре­деленная картина мира. Она, естественно, весьма различна у ре­бенка и у взрослого. Она весьма различна не только на каждом возрастном этапе, но и в зависимости то того, в каких конкрет­ных условиях живет и развивается человек. И естественно, с воз­растом и в зависимости от обстоятельств и условий жизни меня­ется отношение человека к миру, определяя в конечном счете его отношения с миром.

Отношения с миром проявляются в самореализации человека в определенных сферах его жизнедеятельности, в тех способах и фор­мах, которые он для этого выбирает. Человеку свойственно стрем­ление как к сущностной, так и к сугубо внешней реализации себя. Сущностная самореализация — это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реа­лизации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантно­сти внешнего облика, эксцентрического поведения и т.д.

В зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности на­правлены интересы человека, в каких условиях, формах и насколь­ко социально приемлемо, ценно и личностно значимо реализует он себя, можно судить о его отношениях с миром. О том, чем являются для него мир в целом и его сегменты — ареной самовы­ражения, полем сражения, завоевываемой территорией, тем, дру­гим, третьим одновременно. Или чем-то еще...

Важность самореализации для развития личности в целом и формирования отношений с миром неоднозначна в зависимости от ее субъективной ценности: «...то, чего достигаешь, формирует душу, а то, чего хочешь, но не достигаешь, только искривляет ее: для счастья совершенно неважно то, чего ты хочешь, а важно только, чтобы ты этого достиг».

Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой отражает обращенность человека на самого себя и одновременно его выход за пределы самого себя. Эти отношения формируются, с одной стороны, в стихийной социализации, во взаимодействии с окружающей средой, а с другой стороны, в ходе относительно социально контролируемой социализации, а также в результате самоизмснения человека как активного социального субъекта.

Социализированность имеет мобильный характер, т. е. сформи­ровавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия