Мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные принципы и позиции людей
Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные принципы и позиции людей, их убеждения и ценностные ориентации. Мировоззрение есть ценностно окрашенная картина мира, определяющая социально-политические, философские, религиозные, этические, эстетические ориентации людей. Основная проблема мировоззрения - отношение человека к миру. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на "Я" и "не-Я", т.е. весь остальной мир. Вопрос об отношении "Я" к "не-Я" является основным вопросом всякого мировоззрения. С ним соотносятся всякие другие вопросы, связанные с существованием человека, с его духовной потребностью осмысления мира и определения своего отношения к нему. Истоки мировоззрения не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. В качестве субъекта мировоззрения выступает не только личность, но и социальные группы, классы, партии, которые заинтересованы в идеологии. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: 1) познавательный компонент, который базируется на обобщенных знаниях – повседневных, научных, профессиональных и др.; 2) ценностно-нормативный компонент, который включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы; 3) эмоционально-волевой компонент, который формирует установку на превращение знаний, ценностей, норм в личные убеждения, верования, а также на реализацию их в практических поступках и действиях; 4) практический компонент, который стимулирует готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Мировоззрение носит исторический характер. Каждая эпоха имеет свое мировоззрение, зависящее от уровня развития знаний и характера культуры, от исторического опыта данного народа. Древнейший период характеризуется мифологическим мировоззрением. Мифы - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - объясняли происхождение мира, человека, сложные явления природы и общественной жизни вмешательством сверхъестественных сил. Миф неспособен отличить естественное от сверхъестественного, носит чусвственно-конкретный характер. Мифы разных народов уделяют внимание вопросам происхождения и устройства мира, мировой гармонии, происхождению людей, стадиям их жизни, различным испытаниям, которые стоят на их жизненном пути, культурным достижениям людей - добыванию огня, охоте, земледелию, обычаям и обрядам. Мифы выступали стабилизирующими факторами общественной жизни, устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, содействовали обеспечению внутреннего согласия человеческой жизни. Во время великого исторического перелома, вызванного угасанием первобытных форм общественной жизни, изменилось отношение человека к миру, изменилось и воздействие мира на человека, что требовало нового осмысления самой деятельности человека, нового подхода к его духовному миру. В этих условиях мифология начинает утрачивать свою прежнюю доминирующую роль в общественном сознании, хотя многие особенности мифологического мировоззрения до сих пор сохраняются в массовом сознании. Начатый мифологическим сознанием поиск ответов на коренные вопросы мировоззрения унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения: религия и философия. Религия - это такая форма мировоззрения, в которой духовное освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, на "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и "небесный", сверхъестественный. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам человека, но она не смешивает естественное и сверхъестественное, земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Основу религиозного мировоззрения составляет выраженная в образно-эмоциональной форме вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных существ и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Понятие "сверхъестественное" означает нечто, не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинной связи и закономерности. Так, Бог не только не подчинен законам природы, но и является их творцом, может в любой момент нарушить мировую закономерность и сотворить чудо. В понятие "сверхъестественное" не следует включать любую иллюзию или заблуждение. Между обычным заблуждением и представлениями о сверхъестественном имеется существенное различие. Всякие заблуждения, возникающие в процессе познания, могут быть проверены в ходе практики, а также на основе логики и рационального мышления, ибо в процессе познания объект признается включенным в цепь причинных связей и подчинен определенным законам. Когда же речь идет о сверхъестественном, эта предпосылка отсутствует - объекты религиозного отражения существуют "вне причинных связей и законов". Для выяснения специфики религиозного мировоззрения недостаточно констатировать наличие в религиозном сознании представлений и идей о сверхъестественном. Следует отметить, что религиозная вера в существование сверхъестественного характеризуется тремя основными особенностями. Первой из них является наличие в сознании верующего непоколебимой веры в реальное существование сверхъестественного. Там, где нет такой веры, не может быть и речи о религии. Именно в этом состоит различие между сказкой и религиозным мифом, между фантастическим художественным произведением и собственно религиозными верованиями. Вторая особенность: верующий всегда эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному. Третьей особенностью является вера в потенциально возможный диалог верующего со сверхъестественным. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику. Для философского мировоззрения характерно свободомыслие, его фундамент - разум, его язык - не эмоциональные образы, а категории и понятия. Философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели, оно не может твориться по заказу или указу, иначе это будет не философствование, а пропись директивной идеологии. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия – в греческих городах-полисах. Чистые типы мировоззрения практически не встречаются, в реальной жизни различные типы мировоззрений образуют сложные сочетания. Ядром всего множества проблем философского мировоззрения выступает вопрос об отношении духовного и материального.
|