Студопедия — Средневековая традиция обозначения позиций
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средневековая традиция обозначения позиций






КЛАССИЧЕСКАЯ НУМЕРАЦИЯ ФЕХТОВАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ

В СЦЕНИЧЕСКОМ ФЕХТОВАНИИ

Искусство европейского фехтования представляет собой, пожалуй, наиболее сложный вид единоборства. Количество и варианты техник, составляющих его, кодируются особой, сложной терминологией (по традиции, современная международная терминология фехтования составлена на французском языке), а позиции систематизированы с помощью девяти цифр.

При этом, терминология фехтования проработана чрезвычайно детально. К примеру, в специальном словаре, приведенном в учебнике фехтования под редакцией К. Т. Булочко (1967), использовано 227 терминов. Эти термины охватывают огромный объем фехтовальных действий, но не исчерпывают их. Поэтому, до сих пор, в мире фехтования продолжается не слишком заметная, но очевидная работа, которую проводят преподаватели и фехтовальщики высокой квалификации, по выделению и обозначению тех или иных движений. К подобным терминологическим нововведениям можно отнести, например, такие названия как «прыжковыпад», «крючок», «горбушка» (или «горбушка Свешникова»), «ремиз отведением» и другие.

Характерно, что на фоне такого изобилия названий и обозначаемых ими понятий, набор позиций длинноклинковым оружием[1] которые используют фехтовальщики, вот уже более ста лет, регламентируются всего девятью цифрами. И это притом, что самих фехтовальных позиций – то есть, положений вооруженной руки и оружия относительно поражаемых секторов – при ближайшем рассмотрении, можно насчитать, как минимум, тринадцать (суммируя позиции колющего и рубящего арсенала).

Эти тринадцать позиций, так же как и девять цифр, их обозначающие, являются своеобразной азбукой фехтования, набором элементарной начальной грамотности, посредством которого, при дальнейшем правильном обучении, начинающий фехтовальщик будет осваивать все богатство сложной фехтовальной техники. Таким образом, это начальное знание оказывается первостепенным, необходимым и, что немаловажно, международным языком взаимопонимания фехтовальщиков различных профилей – как спортсменов, так и актеров.

Между тем, в различных областях фехтовальных специализаций, уровень знаний этой элементарной нумерологии, оказывается неодинаковым. К примеру, в мире спортивного фехтования, любой представитель вида, легко ориентируется во всех необходимых позициях, безошибочно соотнося их с международным цифровым кодом. А вот в мире театра (кино) дела обстоят далеко не так хорошо. Вплоть до того, что некоторые представители нашего цеха, говоря образно, вообще не умеют считать до девяти, ограничивая свои познания шестью позициями рубящей (наиболее простой) техники. Этому странному отсутствию элементарной грамотности есть некоторые исторические объяснения. Так же точно, как есть исторические объяснения местонахождению той или иной позиции, и «странной» последовательности их изучения. Поэтому, для знакомства с миром цифр в фехтовании, нам придется обратиться именно к истории, чтобы затем разобраться, наконец, в местонахождении тринадцати позиций, обозначаемых девятью цифрами…

 

Средневековая традиция обозначения позиций

Хотя известная нам нумерация позиций появилась на рубеже XVII – XVIII веков, саму идею цифрового обозначения нельзя назвать новой. Во всяком случае, элементарная нумерация перечня или последовательности действий (приемов) должна была быть и в самых древних боевых культурах. «…вторые позиции которых становятся третьими, или четвертыми, если уловка двойная, так что нужно дважды парировать и нанести удар» [1] – так описывает поединок искусных гладиаторов христианский писатель Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Очевидно, что в этом отрывке речь идет именно о хронологической последовательности. Но не исключено, что в римской античности и, тем более, в гладиаторских школах, некоторые приемы уже могли кодироваться конкретными цифровыми обозначениями. К сожалению, это – не более чем гипотеза. До появления первых учебников фехтования, делать какие бы то ни было утвердительные выводы чрезвычайно трудно.

А первый учебник переносит нас совсем в другую эпоху. «Манускрипт 1-33» является самым ранним из сохранившихся трактатов, и датируется (предположительно) 1300 годом. Это пособие по фехтованию мечом в комплекте с кулачным щитом баклером, состоит из большого количества иллюстраций с минимальными подписями. Однако, из этих подписей ясно, что цифры для кодирования позиций здесь не используются. Для семи базовых стоек, которые предлагает манускрипт, использованы не цифры, а названия, что вполне соотносится со средневековой культурной и религиозной традицией. Идея нумерации, если и практиковалась в античном мире, теперь явно не актуальна. Вместо цифр, в 1-33 мы находим такие обозначения как: стойка для левого плеча, стойка для головы, стойка для груди и т. п. Именно по пути названий, «именований», и будет двигаться дальше боевая традиция Средневековья.

Идея имени, в мистическом сознании средневекового общества имела особый смысл. Точное знание имени, согласно представлениям того времени, давало власть. Власть над боевым приемом, в практике бойца, соответствует совершенному владению этим приемом. Что, соответственно, перекликается с вопросами победы и поражения, жизни и смерти… Развитие этого направления привело к появлению ассоциативных имен, выходящих за пределы простого обозначения. Так появились такие термины как, например, «плуг», «вепрь», «бык», «стойка гнева», «шут», «железная дверь»…

Вряд ли средневековым мастерам могло прийти в голову заменить эти художественные, несущие сакральный смысл, имена на цифры. Тем более, что цифры и счет в Средние века нередко соотносились с торговлей и ростовщичеством. А стать наукой, с соответствующими претензиями на точный расчет, фехтованию еще только предстояло.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 509. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия