Студопедия — Антропологический кризис в условиях глобализации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропологический кризис в условиях глобализации






В конце XX в. развитие цивилизации подошло к своей критической границе, что проявилось в возникновении глобальных кризисов и глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества. Среди них можно выделить три главных проблемы. Перваяпроблема выживания человечества в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Втораянарастание экологического кризиса в глобальных масштабах, причина которого – в конфликтном столкновении человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу.

Старая парадигма, будто природа – бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы – особой системы, возникшей в ходе космической эволюции и выступающей единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Техногенное воздействие на биосферу протекает по трем направлениям: 1) прямое техносферное модифицирование биосферных процессов и систем в целях их хозяйственного использования; 2) трансформация естественной среды посредством техногенного изменения климата, радиационного фона, химической среды и т.п.;3) воздействие на живые существа через изменение биосферных циклов и закономерностей, вызванных уменьшением биоразнообразия. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

Первопричиной глобального экологического кризиса стали негативные действия и изменения современного человека. Поэтому третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту современную глобальную проблему иногда обозначают как антропологический кризис.

По ходу техногенного развития подвергаются существенной техносферной трансформации человеческие свойства. Изменяется биосфера не только вне людей, но и внутри их — в теле и психике. Человек, все более погружаясь в искусственный мир, постепенно утрачивает свои природные качества и обретает социально-техногенные. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и ухудшающие ее. Еще в 60-е годы философ Г. Маркузе констатировал в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление "одномерного человека" как продукта массовой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие.

Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой, изолируют, атомизируют людей.

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности. Речь идет об угрозе существованию человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину, позволяющую лечить многие болезни, но вместе с тем она устранила действие естественного отбора, который на заре становления человечества вычеркивал носителей генетических ошибок из цепи сменяющихся поколений. С ростом мутагенных факторов в современных условиях биологического воспроизводства человека возникает опасность резкого ухудшения генофонда человечества. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии. Но здесь нас подстерегают новые опасности. Если дать возможность вмешиваться в генетический код человека, изменять его, то этот путь ведет не только к позитивным результатам лечения ряда наследственных болезней, но и открывает опасные перспективы перестройки самих основ человеческой телесности.

Победив себя (в том числе биосферу в себе), человек получил не свободу, а пустоту. Кроме того, в угоду материальным приобретениям люди жертвуют естественными, природными и духовными качествами. Таким образом, не столько технологическое развитие является причиной негативных социокультурных изменений, сколько инструментально-потребительское отношение человека к миру. Активность человека, его готовность к переделке «естественного» и стихийного в «искусственное» и рационально устроенное привела в области техносферы к неограниченному технологическому росту и экологическому кризису, в социокультурной области — к постоянным политическим экспериментам и отрицанию нормативной роли ценностных систем. Параллель между деятельностью человека в области внешнего и внутреннего миров и постепенным ростом негативных результатов этой деятельности показывает, что причина едина как для угрозы разрушения биосферы, так и для угрозы дегуманизации. Это дисбаланс естественного и искусственного, неспособность человека предвидеть результаты своей активности. Таким образом, источник антропологического кризиса — объективный процесс переделки человечеством своей внешней и внутренней среды. Этот процесс является объективным проявлением самой человеческой сущности и поэтому не может быть остановлен. Но на современном цивилизационном этапе темпы и направленность инноваций определяются не только сознательной волей людей, но и инерцией социальных и технологических процессов, которые формируют в массовом сознании установку на приспособление мира к себе, а не себя к миру. Человек оказался не только творцом искусственного мира, но в значительной мере и его творением. В этом сущность антропологического кризиса, который можно назвать поэтому техногенно-антропологическим. Этот кризис является самой глубинной проблемой современности. Он охватывает весь комплекс взаимоотношений людей: поведение человека и образ мышления меняются столь сильно, что предметом тревоги стала деградация не только биосферы, но и самого человека.

Ограничение техногенного развития невозможно, тем более не только невозможен, но и вреден полный отказ от техники, ибо это привело бы к восстановлению биосферы ценой вымирания человечества. Человек всегда был, есть и будет биосферным существом. Хотя и усиливается техногенное отчуждение, но человечество не может жить без биосферы (иначе оно перестанет быть таковым и станет другим видом — уже не биологическим), в то же время человечество не может не изменять биосферу. В этом и состоит главная проблема современной цивилизации: как, оставаясь человеком (а значит, будучи связанным с биосферой не только внешними, материальными, но и внутренними, духовными взаимосвязями), продолжать реализацию своей активной деятельности? Единственно верный выбор, по словам Э. Пестеля, «не слепое противодействие прогрессу, но противодействие слепому прогрессу».

Вопрос 27. Феномен цивилизации; типы и классификация цивилизаций.

Основные признаки цивилизации







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия