Студопедия — Б) А. Веберн. Пассакалия ор. 1 (схема)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б) А. Веберн. Пассакалия ор. 1 (схема)






Само собою разумеется, подобная структура устойчивого в целом изложения темы требовала бы принципиально более высокой степе­ни неустойчивости в развивающей части формы (к обоим приведен­ным примерам это не относится, так как изложение темы в коде сонаты у Листа само является превышением по отношению к пред­шествующим экспозиционным, а тема Веберна предполагает вариа­ционные повторения, а не доразвитие ее самой как таковой).

Эмансипация внеквинтовых функций, распространение особых состояний-качеств тональности, функциональная инверсия, функ­циональное отождествление дублей-антиподов (гармоний и даже то­нальностей) — все это создает совершенно новый режим в тональной гармонии. Классическая тональность базировалась на концентрированности гармонии вокруг точечно-единого центра и остром про­тивопоставлении его всем остальным гармониям как неустоям. Воз­вышение внеквинтовых функций, по природе своей гораздо менее сильных, чем квинтовые, объективно создает предпосылки для про­порционального усиления местных связей за счет центральных.

А главное, расширение тональности вплоть до возможности вве­сти в нее самые далекие ступени (А, ) уничтожает исходный классический принцип концентрации как ограничения лишь близ­кородственными гармониями. И так как этот процесс происходит со всеми тональностями (не только с главной), то возникает парадок­сальное, ранее немыслимое положение: любая гармония становит­ся объяснимой в данной тональности (см. схему Карг-Элерта, соот­ветствующую этой стадии развития тональности). Более того — так­же и в любой из родственных. Еще более того — в любой тональности вообще. Мы оказываемся в замкнутом круге. Возникает всетональность, или омнитональность (термин Фетиса, 1844 г.), или панто­нальность (греч. παν — перевод с латинского omni-, в сложных словах — все). Диезный и бемольный «края» расширенного лада смыкаются (Чайковский, кантата «Москва», финал).

Понемногу на практически все аккорды начинает распростра­няться давно уже закрепившаяся особенность уменьшенного септак­корда: в том или ином значении он непременно может быть понят в каждой тональности. По-видимому, Лист был первым, кто пришел к ощущению омнитональности-всетональности-всефункциональности. Отсюда возможность новой функциональной концепции: можно вво­дить любой аккорд после любого, и весь вопрос лишь в том, каким путем мы далее доберемся до тоники (к тому же или главной, или, может быть, какой-либо другой).

В техническом отношении омнитональность связана со следую­щими моментами:

♦ аккорд данной ступени — уже был или еще нет (если был, это может означать замыкание с соответствующей его трактовкой; если не был, его появление кажется наиболее естественным спосо­бом развития); отсюда тенденция к «принципу неповторения», который разовьется уже в XX в.;

♦ структура аккорда — теперь как специальный аспект гармони­ческой функциональности (тождественность структуры — про­стейший способ гармонического развития, «гармоническая ими­тация»; нетождественность устанавливает иные отношения — варьирования, производного либо внешнего контраста); отсюда частая повторность аккордовой структуры либо ее основы;

♦ способ соединения аккордов — воплощает здесь избираемое ком­позитором местное функциональное отношение, полагаемое на данном участке основным или хотя бы исходным. Важен учет общих звуков и вводнополутоновых сдвигов. Притом местное отношение может никак не зависеть от центрального; избранное отношение часто закрепляется повторением, отсюда частые сек­венции или квазиостинатные повторения.

Противоположность между классической тональной концентра­цией и позднеромантической тенденцией к омнитональности можно видеть и на приведенных здесь примерах: ср. примеры 72, 71, 70, 192, 194А, а также первый и второй номера из Приложения I (фуга

Баха и соната Бетховена) — с одной стороны и примеры 53, 54, 129, 132, 195А, Б, 211А, Б, 216, 218, 230Г, 242, 244А, 254, 255Б, 256, 257А, Б, 260А — с другой.

Чтобы теоретически выразить эту противоположность, будем фиксировать состав гармоний (основных тонов) лада на схеме квин­тового круга. Сравним при помощи таких схем богатую по составу гармонии бетховенскую тему (схема 1 на рисунке) с тяготеющими к омнитональности структурами, гармонии которых свободно распо­лагаются по всему уже замкнутому тональному пространству (своего

   
   
   

рода «прорастание» омнитональности). На схемах показаны следую­щие произведения: 1) Бетховен, 3-я симфония, ч. I, главная тема; 2) Вагнер, «Кольцо нибелунга», тема судьбы; 3) Мусоргский, «Бо­рис Годунов», сцена колокольного звона; 4) Римский-Корсаков, «Кащей Бессмертный», песня Кащеевны; 5) Скрябин, Прелюдия ор, 48 № 1; 6) Рахманинов, «В душе у каждо­го из нас» (см. соответственно приме­ры 260А, 218, 244А, 254, 242).

Рассредоточение по антиподам мо­жет проникать и даже в центр системы (Скрябин, «Танец томления»):

(См. пример 256).

В примере 230Г омнитональность в сочетании с избежанием трезвучной тоники и особого рода изысканным не­повторением звуковысот дает даже двенадцатитоновый ряд (считая от вто­рого звука).

Эволюция европейской тонально-функциональной системы вплот­ную подводит к новой музыке XX в., и многие явления в гармонии нашего столетия, зародившиеся порознь и развивавшиеся исподволь в недрах подготовившей их предшествующей тональной формации, без труда понимаемы с позиций позднеромантической гармонии и с учетом новых ее тенденций, ведущих к очередной новой музыке (пример 283).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 948. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия