Студопедия — Типы аккордовых соединений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы аккордовых соединений






Не устраняя целиком саму проблему прерванных оборотов, целе­сообразно классифицировать и дифференцировать все типы оборотов (от D, D7) в качестве гармонических средств, использовавшихся ком­позиторами в практике тональной музыки. Основой классификации послужат интервальные отношения между основными тонами ак­кордов:

1) кварто-квинтовые (автентические, плагальные);

2) терцовые (б. 3↓, м. 3↓, б. 3↑, м. 3↑; соответственно — медиантовые и субмедиантовые);

3) секундовые (б. 2↑, б. 2↓; вводные — м. 2↑, м. 2↓);

4) тритоновые.

Некоторые образцы (в мажоре) см. в примере 180.

Из приведенных четырех классов 2-й, 3-й и 4-й могут использо­ваться как прерванные обороты. По образцу показанных оборотов применяются гармонические соединения с другими функциональ­ными отношениями (по отношению к другим аккордам). Сами по себе обороты классов 2-4 не могут считаться прерванными. Природа «прерванности» — не чисто гармоническая, а прежде всего метрико-структурная. Если гармонический оборот направляется к сильной доле тяжелого такта и по контексту (структурному и стилистическо­му) становится очевидным, какой аккорд должен появиться, тогда уклонение от него эффективно и производит впечатление прерванно­го оборота. Если же эти условия контекстуальной экстраполяции не соблюдаются, то ощущения прерванности не возникает. Не является прерванным, например, оборот T-D-S-T в начале увертюры к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона-Бартольди.

Где безусловно можно говорить о прерванном обороте? Там, где контекстуальная экстраполяция сильнее всего, — в каденции (по­этому теория всегда и говорила о прерванном кадансе, а не прерван­ном обороте). В прочих случаях наличие «прерванности» в гармони­ческих оборотах часто сомнительно и не должно рассматриваться как проблема.

КВИНТОВЫЕ РЯДЫ ДИАТОНИКИ. К ПРОБЛЕМЕ УМЕНЬШЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ

Как было показано в § 8 этой главы, установление уже одной квинты над доминантой может привести к такому переосмыслению функциональных отношений внутри ядра тональности, которое по­добно временному переходу в другую тональность. Но из квинто-терцовой сущности тональной диатоники выходит возможность квин­тового расположения всех аккордов, то есть их основных тонов (по­казано на примере трезвучия), см. пример 181 на с. 312.

Под воздействием самого коренного, автентического отношения по модели D-T, квинтовые ряды обычно идут по квинтам вниз, мультиплицируя на всех ступенях функциональное движение основ­ного двучлена. Квинтовые ряды соответствуют остаточному слою модальности, включенному в классическую тональность и вырази­тельно представленному квинтовым рядом ее ключевых знаков.

Как видно из схем, внутри самой первичной тональной диатони­ки опять обнаруживается неустранимое из системы комматическое равенство, на сей раз не связанное с модуляцией на один ключевой знак, а обусловленное другими причинами. Из разделения квинто­вых рядов диатоники на две половины (нижнюю и верхнюю, мажор­ную и минорную) следует, что комматическое напряжение связано

A

Б

со взаимодействием параллельных ладов, отношения между кото­рыми переносятся на внутритональные значения аккордов квинто­вой диатоники. Но ясно, что и отношения параллельных ладов не первичны. Они сами проистекают от квинто-терцовой сущности чис­того строя (двухкомпонентность и рядов основных тонов гармони­ческой системы и тонов акустической системы). А самым первич­ным носителем этой двухкомпонентности выступает центральный элемент основанной на интонационных отношениях системы — кон­сонирующее трезвучие. Таким образом, свойства системы представ­ляют собой рост и распространение коренных свойств центрального ее элемента.

Включенные в пределы основной тональности, диатонические квинтовые ряды могут рассматриваться и как средство расширения тональных связей посредством распространения функциональных отношений (D-T, S-T) на другие основные тоны того же самого лада. Это всегда несет в себе оттенок отклонений, пусть и в рамках строгой диатоники (о настоящем отклонении можно говорить тогда, когда такие ячейки примут вид последований в мажоре или в гармониче­ском миноре; см. § 15 этой главы). Реализация диатонических от­клонений наиболее наглядно проявляется в форме диатонических секвенций (см. следующий параграф).

С точки зрения квинтовой системы диатонических основных то­нов, уменьшенное трезвучие занимает особое положение. Лишенное

консонантного ядра, оно, в сущности, не имеет того статуса самостоя­тельного аккорда, который приравнивал бы его к «совершенным аккордам» — консонирующим трезвучиям. Не случайно уменьшен­ное трезвучие чаще всего выступает в форме секстаккорда, то есть либо как минорный аккорд с секстой (вместо квинты), либо как ставший самостоятельным D7 без примы (чаще всего проходящий или вспомогательный).

В составе квинтовой цепи, однако, уменьшенное трезвучие мо­жет исполнять и роль аккорда на основном тоне своего нижнего звука. Необходимое условие для этого — разрешение в аккорд, ос­новной тон которого лежит квинтой ниже (VII-III), дополнительные условия — аналогия с другими такими же оборотами, где, однако, основной тон не вызывает сомнений (также нижнеквинтовый ход баса), пример 182.

При этом закономерно и правильно удвоение вводного тона (см. пример 182Г), ибо он здесь — прима местной доминанты. То же возможно и вне секвенции, просто как отрезок квинтового ряда диатоники (пример 183).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия