Студопедия — ТОНАЛЬНОСТЬ СТРОГАЯ И РАСШИРЕННАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОНАЛЬНОСТЬ СТРОГАЯ И РАСШИРЕННАЯ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ






Пронизанность обширного гармонического построения непрерыв­ным тяготением к тонике (ЦЭ) и логическая значимость каждого созвучия в зависимости от его отношения к ней составляют, как ясно из предыдущего, одно из главнейших свойств тональности как специфической ладовой системы. Это особого рода наивысшее срод­ство всех элементов лада обеспечивается прежде всего постоянно подчеркиваемой связью всех звуков и созвучий через взаимодей­ствие и соподчинение звуков трех фундаментальных квинт (S-T-D). Поэтому-то анализ тональности как формы европейского лада и про­изводится в аспекте трех тональных функций.

Но сказанное в предыдущем разделе о логике главных элемен­тов тональности (ГЭ) касается не только тех звуков и созвучий, которые находятся в самом «ядре» тональности; это распространя­ется и далеко за его пределы — практически на все побочные эле­менты (ПЭ) тонального лада классико-романтической тональной системы (хотя, разумеется, качество тональной системы и харак­тер функциональности в разных исторических стилях варьируют весьма значительно).

Послеклассические стили гармонии обнаруживают большое рас­ширение границ тональности. С другой стороны, уже и в самом ядре классической тональности различимы колебания тонального строя, скрытые темперацией, но угадываемые в логике гармонических функ­ций. Как было показано выше (см. § 5 и 7 этой главы), только простое чередование тоники и доминанты (D7) обеспечивает незыбле­мость строя, то есть устойчивое пребывание в ладу. Сопоставление же с S дает уклон в сторону («вниз») от главной тональной «оси»: секста в субдоминанте (10: 9) не вполне совпадает с квинтой доми­нанты (9: 8; см. примеры 151 и 152); в миноре подобное комматическое расхождение обнаруживается также еще и в t — как кварта от 4 это 16: 9, а как квинта от 3 — 9:5 (разница — та же дидимова комма 9/5: 16/9 = 81/80

Замечательно, что подобные внутритональные колебания как бы растворяются в токе тонально связанных гармоний и не дают смеще­ния тонального центра. Они показывают лишь значительную «уда­ленность» друг от друга «краев» лада (понятно, что опирающаяся на

диатонику система главных тональных функций принципиально так же разомкнута, как и сама диатоника; см. главу 8):

Разомкнутость функционального ряда обнаруживается самым красноречивым образом в некоторых функционально-«неудобных» последованиях классической гармонии. Оставаясь совершенно стро­гой, то есть не расширяясь введением побочных доминант или ка­ких-нибудь еще средств из других тональностей, данная тональность оказывается не в состоянии предоставить естественное и хорошо звучащее исследование, если мы попытаемся «сомкнуть» края си­стемы. Обратимся еще раз к примерам 150-152. Казалось бы, систе­ма трех функций обеспечивает идеальную кварто-квинтовую связь каждой звукоступени. Но в этой основной гармонической модели европейского лада края системы «разведены», разъединены. Чтобы «сомкнуть» их, необходимо поставить подряд 6 и 7 (пример 171).

Сопрано:

Бас:

Поставим теперь (вслед за Рамо) функциональные басы (при­мер 172). В гармоническом воплощении ходов 6-7, 7-6 обнаружи­ваются некрасивые последования: фундаменты S-D образуют неже­лательные ходы двух больших терций подряд (с точки зрения тео­рии Рамо, нарушается кварто-квинтовая связь основных ступеней); в другом случае еще хуже — после D вообще нет никакого удовлет-

ворительного аккорда. Решение Рамо: необходимо заимствовать (из тональности близлежащей доминанты) четвертый фундамент — основной тон на II ступени (пример 173).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 877. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия