Студопедия — ГЛУБИННЫЕ СЛОИ МНОГОГОЛОСНОЙ ТКАНИ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НОРМ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛУБИННЫЕ СЛОИ МНОГОГОЛОСНОЙ ТКАНИ. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НОРМ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ






Гармония пронизывает всю ткань музыкально-звукового орга­низма. Притом гармония выступает здесь и как общеэстетическая, философская категория, и как конкретная интонационная система, отражающая определенную исторически детерминированную стадию развития музыкального мышления, определяемую воздействием ряда условий — социальных, расовых, национальных, общекультурных. Эти и подобные факторы фокусируются в структуре конкретной ла­догармонической системы, которая далее определяет конкретные особенности гармонической ткани — в частности, всегда стилисти­чески определенные нормы голосоведения. Конкретные свойства конкретной ладогармонической системы выступают при этом в каче­стве порождающей причины, вызывающей к жизни именно те, а не другие конкретные гармонические нормы. Так что гармоническая система относится к глубинным слоям музыкального мышления, обычно и не осознаваемым композитором в процессе творчества. Различия в гармонических системах поэтому неминуемо отражают­ся на поразительных расхождениях в нормах гармонических стилей (что особенно заметно в музыке XX в.).

В рамках нашей работы мы можем представить общую схему этой глубинной структуры музыкального сознания на примере клас­сической гармонической системы.

1. Глубинный первичный фактор гармонии — система аккордов, рационально-строго объединенных на основе центрального элемента (ЦЭ) системы — консонирующего трезвучия.

2. На основе ЦЭ образуется остов мелодии (мелодический ствол). Обычно это лежащий в глубине мелодической структуры ход вниз по звукам тонического трезвучия:

*

3. Как контрапункт nota contra notam согласно гармоническому закону системы (в классическом Dur-moll — закон консонанса) воз­никает бас,определяющий костяк аккордового последования.

4. Мелодическая фигурация остова — важнейший элемент зву­ковой ткани; первоисток голосоведения — главный голос, мелодия.

5.Детально выработанный главный голос в сочетании с басом дает контрапункт контурного двухголосия.

6. Детальная выработка всей ткани в отношении вертикали (фак­турных функций голосов) и горизонтали (развитие целостной струк­туры) довершает композицию, полно реализуя гармонию данной си­стемы и образуя целостную музыкальную форму.

* Напоминаем, что арабские цифры со значком сверху (3 2 1 и др.) указывают ступени-звуки (а не ступени-аккорды).

Эти пункты — лишь схема, то есть отражение всей сложности глубинного измерения музыкального мышления только в принципи­ально важнейших пунктах, а не во всем богатстве содержания (что связано с раскрытием каких-то более общих основ сознания эпохи).

Классический композитор не выбирал себе систему. Например, во времена Моцарта было бы безумием решать вопрос, сочинять ли в системе мажорного и минорного трезвучия, или же избрать какую-то другую систему. Альтернативы к мажорно-минорной системе не было, поэтому в музыкальном сознании композитора не было и са­мого этого вопроса. (Показательно, что, когда Моцарт сочиняет «ан­тимузыку» под названием «Музыкальная галиматья», он всего лишь искажает ту же самую систему мажора и минора.)

В результате часть названных пунктов, и именно самые глубин­ные части музыкального ощущения (пункты 1-3), вообще прекомпозиционны. Это значит, что они существуют до сочинения и обнару­живаются лишь при анализе. Сущностью пунктов 1-3 является гар­моническая система как действующий интонационный комплекс.

Сознательно же действует композитор начиная с пункта 4:

мелодия --> контрапункт --> форма.

Пункты 4-6, по сути, и есть не что иное, как инкарнация (вопло­щение) гармонии, возникновение из генетического кода музыки (оп­ределенной системы гармонии) живого музыкального организма; это и есть творчество как рождение музыки из духа данной гармонии, интонационной системы.

Место голосоведения в данном процессе — обращение возможно­сти в действительность, включение гармонии во временное суще­ствование.

С композиционно-технической точки зрения голосоведение это:

выработка главного голоса (сочинение мелодии, о чем говорило реторическое «inventio»*);

нахождение музыкального баса и его выработка как создание контурного двухголосия;

восполнение прочих голосов (и их выработка),

создание рельефа формы (подъемов, спадов, эффектов роста и т. д.) с помощью средств голосоведения.

Притом все это происходит по законам гармонической системы.

Покажем это на конкретном образце (пример 72).

Гармония приведенного фрагмента существует на основе контра­пункта контурных голосов (пример 73).

Как показано стрелками, обе линии контура не что иное, как в конечном счете мелодическая фигурация «ствола», тонического тре­звучия.

* «Инвенция» — раздел учения об ораторском искусстве (в XVI-XVII вв. также и об искусстве музыки), где говорится о том, как надо «изобретать», находить мысль. (Ввиду наличия двух различных понятий, можно термином «реторика» обозначать искусство речи, а «риторика» — выспреннюю, пустую речь).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 842. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия