Студопедия — Текст №56
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Текст №56






Из воспоминаний А.Н. Изергиной «О моем отце Н.Д. Бартрам»

Ценным документальным источником, рисующим картины прошлой усадебной жизни его обитателей, являются воспоминания дочери художника А.Н. Изергиной «О моем отце Н.Д. Бартрам»: «... В 1798 году родился дед отца Эрнест Иванович Бартрам. В 1816 году он уже служил в рядах русской армии в чине корнета Оренбургского уланского полка.

Из ящика большого секретера красного дерева, принадлежавшего еще Эрнесту Ивановичу, папа доставал маленькую коробочку, обтянутую кожей с золотым тиснением. В ней лежала миниатюрная золотая сабля, свидетельствовавшая о награждении прадеда золотым оружием за храбрость, с прикрепленными к ней копиями орденов.

Сын Эрнеста Ивановича – Дмитрий Эрнестович – не захотел быть военным, как отец: у него были способности к живописи, он любил искусство, и военная служба была ему не по душе.

После долгих неприятных разговоров с отцом он все же поступил в Академию художеств, которую окончил художником-акварелистом.

Некоторое время он работал в мастерских художника Стрелкова и Рыбникова, потом у архитектора В.О. Шервуда на строительстве Исторического музея.

Будучи уже немолодым человеком, Дмитрий Эрнестович женился на девятнадцатилетней Анастасии Михайловне Кусаковой, мать которой была из рода декабриста Н. В. Басаргина. В противоположность деду, серьезному молчаливому человеку, была она веселой и озорной...

От нее отец унаследовал веселый, легкий характер, озорство и любовь к шутке. Бабушкин брат Левушка, так же как и отец, был жизнерадостным, веселым человеком.

Отец неоднократно говорил о том, что дядюшка Лев сыграл в его жизни немалую роль. Ребенком маленький Николаша частенько ездил с матерью к нему в имение «Береза».

Дом дядюшки Льва был необыкновенным домом. Деревянный, крытый соломой, он был наполнен прирученными зверями и птицами. Прирученные же лисы через специально проложенную для них лазейку при бегали к нему в спальню.

Талантливый художник-самоучка, знаток и любитель искусства, он на побеленных стенах своего домишки сам изобразил «трех нищих и трех сытых», переделав древнюю притчу на новый лад...

Даже в жизни собственной семьи он не мог не озорничать. Так, своего первого сына он решил назвать Тигрием, что в сочетании с отчеством и фамилией звучало очень внушительно: Тигрий Львович Кусаков. С большим трудом жена его отговорила от этой затеи.

Жили бабушка с дедушкой хорошо, с глубоким уважением друг к другу.

У них было трое детей, но все они умерли в возрасте двенадцати – двадцати пяти лет от туберкулеза легких. Эта трагедия еще больше сблизила таких разных людей, как Дмитрий Эрнестович и Анастасия Михайловна. Мой отец Николай Дмитриевич был четвертым ребенком.

Родился он в глухой по тому времени деревне Семе­новке Курской губернии в 1873 году. Рядом с деревней находилась усадьба Дмитрия Эрнестовича «Семеновка» – кирпично-розовый с зелеными ставнями дом, в ста­ром парке за ним – крестьянские поля.

Своей земли, кроме парка, сада и огорода, у деда не было. Маленькому Николаше, вечно прихварывающему, не удалось окончить гимназию. Образование он по­лучил домашнее, под руководством своего отца.

Дмитрий Эрнестович был образованным че­ловеком, много путешествовал по России и за границей. Об этом говорят его акварели в путевых альбомах, своим исполнением похожие скорей на миниатюры. С та­кой тщательностью и изяществом они сделаны.

В альбомах рядом с зарисовками Флоренции, гор­ных высот Швейцарии и копий с картин в Лувре – голу­бое Средиземное море Франции, суровые пейзажи Фин­ляндии, села, леса и поля России и Украины.

Думаю, что не ошибусь, если назову имена трех лю­дей, повлиявших на жизнь и творчество Николая Дмит­риевича. Первый, несомненно, был его отец Дмитрий Эрнестович. Затем – историк-академик И.Е. Забелин и художник Н.А. Мартынов.

У деда Дмитрия Эрнестовича были золотые руки. Он постоянно что-то мастерил, сдвинув густые брови, на­певая любимые арии и песенки. В его комнате, рядом с секретером, стояли верстак, токарный станочек и ви­села полка с разнообразными инструментами. Для своих портретов-миниатюр и пейзажей он сам делал рамки, окантовывал их цветными и золотыми бордюрами.

Из-под его руки выходили самые разнообразные вещи: скамеечка под ноги, обитая бархатом, с выг­нутыми ножками; ящики и шкатулки; переплеты для аль­бомов, отполированные, с инкрустацией в виде гирлянд цветов и букетов; подчасники, украшенные резными ро­зами; ореховый столик на тонких точеных ножках с по­лочкой внизу, отделанный так же, как и верх, рядом стройных балясинок, и даже коляска, на которой ката­лись все его детишки, а затем и мы с сестрой. Была она четырехколесная, со спинкой, расписанной букетами цветов.

В кабинете пахло красками, лаком и деревом. Оно лежало повсюду - и сложенное аккуратно в углу, и раз­бросанное под верстаком и токарным станком. Были здесь и дуб, и ольха, и липа, и яблоня, и груша, и можжевельник, и пальма, и палисандровое дерево. В работе с деревом дед был большой мастер. Обработанное, оно превращалось у него в цвет­ные кусочки и звучало самыми разнообразными оттен­ками красок.

Папа любил рассказывать о кабинете деда. Для ма­ленького Николаши он был священным и волшебным местом. В нем он впервые узнал о скрытых в людях воз­можностях творить, создавать то, что глубоко в душе зарождалось, вынашивалось человеком и наконец на­ходило свое воплощение в жизни.

Николаша вскоре понял, что каждое дерево имело свои особенности, свою структуру, свой цвет. Сделав­шись постарше, он помогал отцу в его работах: резал, точил, строгал, постепенно постигая всю технику сто­лярного дела. Запах дерева, казалось ему, впитался в него, и любовь к нему его никогда не оставляла...»

(По А. Изергиной)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 492. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия