Студопедия — Петергоф Петра I
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Петергоф Петра I






Для российской истории XVIII век оказался переломным: неугомонный царь Петр I заложил на берегу Финского залива новую столицу России – Санкт-Петербург. Город Петр защитил крепостями и украсил дворцово-парковыми ансамблями, которые стали неповторимым шедевром русской культуры.

Петергоф, всемирно известная столица фонтанов, расположен в двадцати пяти километрах от Санкт-Петербурга, на южном побережье Финского залива. Основал его Петр Великий в первой четверти XVIII века. Вдохновителем царя на строительство заезжего дома на зыбком берегу залива стала его жена Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина I. Она часто сопровождала Петра в нелегких морских путешествиях из Санкт-Петербурга в строящуюся крепость Кронштадт и мечтала об уютном доме, в котором можно было бы отвлечься от государственных дел.

Император сам определил место для строительства первого загородного увеселительного дома: на берегу залива гранитными валунами была выложена терраса.

Монплезир, по-французски «мое удовольствие», – так Петр называл первую постройку Петергофа – одноэтажный дом в голландском стиле. Вид моря и постоянный плеск волн создавали вокруг особую атмосферу. Здесь царь находил те недолгие минуты уединения, которые вдохновляли его на новые преобразования России. Петр любил этот дворец, отвечавший его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека. Здесь находятся полотна голландских и фламандских художников XVII–XVIII веков, приобретенные царем во время своей поездки в Голландию. Это была первая картинная галерея в России.

С южной стороны Монплезира разбит уютный садик с цветниками и великолепными фонтанами. Петр стал автором проекта этого сада. Здесь были посажены экзотические растения и деревья. Успехи русской армии в Северной войне вдохновляли Петра на создание в Петергофе загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы лучшим дворцам европейских монархов. Началось сооружение большого дворца и обустройство парка.

Главными исполнителями замыслов царя стали архитекторы Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, садовые мастера Гарнифельд и Борисов, скульпторы Растрелли и Пино. Пять тысяч крепостных крестьян трудились на планировке местности.

Петр не жалел средств для Петергофа. Прекрасные статуи, картины, строительные материалы и оборудование для фонтанов привезли из-за границы. Было посажено несколько тысяч лип, дубов и различных кустов.

По заведенному порядку Петр приезжал в Петергоф только морем. По его приказу от залива прорыли канал, по которому можно было подплывать прямо к дворцу, строящемуся на горе.

Склон решили украсить фонтанами. По проекту архитектора Леблона перед домом построили Большой грот с двойными каскадами, сохранивший свою конфигурацию до наших дней.

Сложное водоподводящее оборудование этого каскада выполнили фонтанные мастера, братья Боротини. Каменные массивы грота врезаны в глубину земляного склона, их темные и сырые коридоры проходят у основания дворца. По туннелям проложены коммуникации, питающие фонтаны Большого каскада водой. Здесь нет ни одной насосной станции, вода стекает вниз под силой тяжести, а фонтаны работают согласно принципу сообщающихся сосудов.

Система водоснабжения Петергофа со всеми каналами и прудами совершенствовалась более двух столетий, но принципиальная схема осталась без изменений.

Самое впечатляющее и грандиозное сооружение Петергофа – Большой каскад. Это выдающийся памятник стиля барокко, который создавался и переделывался на протяжении ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I.

Итальянский архитектор Николо Микетти, учтя пожелания царя, увеличил размеры уступов, установил на них скульптуры, а балюстрады украсил барельефами. Сейчас на Большом каскаде можно увидеть шестьдесят четыре фонтана и более двухсот золоченых статуй и декоративных деталей.

В центре ковша на массивном пьедестале высится основная фигура Большого каскада – фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва», установленный в память победы русской армии в Северной войне в 1709 году.

Все торжественные праздники устраивались непосредственно на Большом каскаде.

Проект каскада был разработан Николо Микетти, а завершен русским архитектором Михаилом Земцовым. Петергофский Марли не имеет ничего общего с французским, Петр заимствовал только название. Идеи царя, воплощенные в Петергофе, были самостоятельны и восхищали оригинальностью решения. А скромный уютный двухэтажный дворец, окруженный прудами, предназначался для уединенного отдыха знатных особ, гостивших здесь. Для уединения предназначался и дворцовый павильон Эрмитаж, который, подобно Монплезиру, стоит на самом берегу моря. На втором этаже, в единственном зале с громадными окнами, стоит необычный стол: середина стола, служившая для перемены блюд и приборов, под действием особого механизма опускалась в первый этаж и поднималась. Если гость хотел получить новое блюдо, он клал на тарелку записку. Таким образом, обеды избранных лиц проходили в отсутствие слуг.

В восточной части парка был построен каскад «Шахматная горка», или «Драконова гора». Драконы охраняют вход в грот, изливая из своих пастей потоки воды. Будучи любителем шуток, Петр I приказал разместить в парке фонтаны-сюрпризы: искусственные деревья, листья которых источают воду; цветы и огромные грибы, обливающие зазевавшегося прохожего; забавный фонтан «Солнце».

Не дожидаясь полного окончания работ, в августе 1723 года Петр I торжественно открыл Петергоф. Но достройка ансамбля еще продолжалась около двух столетий.

В 1725 году Петр Великий умер, так и не дождавшись завершения своего детища, но за годы правления он успел преобразовать свою землю и повернуть ее лицом к Европе.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 669. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия