Студопедия — Родовой символ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Родовой символ






Другой важной функцией образа вождя является родовой символ — символ отца, защитника, покрови­теля. Культ лидера может принимать разные формы и отвечать различным человеческим потребностям. Одна­ко самым значимым его компонентом является культ отца, будь то святой отец Церкви, отец нации, основа­тель партии и т.п. Вспомним, что в России царя называ­ли Царь-батюшка. А разве не называли Сталина великим отцом советского народа? Сравнение Германии и Совет­ского Союза показывает, что ипостась отца, хотя и име­ла место, но не была так существенна в немецком куль­те лидера, как в советском. Тем более отчетливо видна эта особенность в советских представлениях о вожде.

Государства со слаборазвитыми гражданскими ин­ститутами часто пытаются организовать свое устрой­ство по типу архаическому — сохранить подобие родовой организации с лидером в качестве отца. В традиционных обществах восприятие лидера как отца-покровителя наи­более ярко реализуется в институте монархии. Но и в революционном обществе концепция отца-основателя имеет особое значение.

Новый режим, прервавший преемственность с про­шлым, все же нуждается в легитимации. Необходимость в отце-основателе, который играет фундаментальную

роль в структурировании общества, в России реализо­валась в мифе Ленина. Даже когда монархия повержена, как это было в России и в Германии, потребность, устремленность масс к отеческой заботе остается силь­ной. Возможно, некоторые особенности русского наци­онального характера, русской политической культуры находили отражение в отношении к власти. Автократи­ческий стиль властвования каждый ребенок усваивал еще в семье, которая в России и в начале XX века оста­валась патриархальной.

Другая особенность российской политической куль­туры — слабость базовых представлений об институтах власти. Крестьяне были более верны Богу, чем церк­ви, царю верили больше, чем правительству, Ленину и Сталину — больше, чем партии.

Показателен эпизод из кинофильма «Чапаев». Когда легендарного комдива спрашивают, за кого онза боль­шевиков или за коммунистов, за какой Интернационалвторой или третий, он, не зная, как ответить, отвечает: «Я за Ленина».

Крестьяне, не понимая сложного механизма функ­ционирования государства, склонны были восприни­мать его как большую семью, которая выполняет за­щитные функции. В ленинском, а позже в сталинском культе расцвел преувеличенный культ отца, обычный для примитивных обществ. Он достиг такого размаха потому, что в России в 20—30-е годы именно кресть­янство, как наиболее массовая социальная группа, оказывало решающее влияние на формирование по­добных представлений.

Ощущение сплоченной семьи, поддерживаемое «свер­ху» поощрением слепой преданности лидеру, соответ­ствовало стремлению «маленького человека» найти привычную защиту, которую он имел в семье, теперь уже социуме. Изучение документов свидетельствуют, что Ленин в коллективных представлениях играл роль родового символа, отвечал естественному человеческому стремлению иметь покровителя, который знает, как решить трудные вопросы, и берет на себя бремя ответственности. Он обещал избавить от войны, дать землю, обещал скорое светлое будущее — коммунизм. Эта ипостась отца-защитника в образе Ленина присутство­вала во все периоды его культа. В 1924 году одна работ­ница писала в ЦК: «Я уверовала в Ильича... Сейчас я поняла, почему мы так горюем о товарище Ленине: потому что он нам защитник и покровитель всех угне­тенных». Молодые родители, в 20-е годы нарекая мла­денцев именем Владимир, как бы называли его свято­го покровителя, а иные давали такие имена, как Эди (которое расшифровывалось так: «это дитя Ильича») или Вилор (Владимир Ильич Ленин, Октябрьская ре­волюция), Вилен (В.И. Ленин).

Восприятие образа Ленина, а позже Сталина как главы большой семьи находило выражение в языке. Семиотический анализ советской лексики позволяет угадать неявные архетипы коллективного бессознатель­ного. В траурные дни 1924 года очень распространен­ным было выражение: «Осиротели». Для фольклора было характерно обращение к Ленину, как к «батюшке». На­пример, частушка 60-х годов:

Ленин, батюшка, проснись

И с Хрущевым разберись.

Водка стала двадцать семь,

Мяса, масла нет совсем.

В этой частушке, заметим, Ленин снова исполняет роль высшего судии.

В многочисленных изображениях, где Ленин рисо­вали с детьми, образ «батюшки» или «дедушки» был обращен к самым простым, основным человеческим чувствам. Многие помнят, что октябрята назывались «внучатами Ильича». Еще в 1920-е годы детская аудито­рия привлекалась, приближалась к вождю в известных сюжетах участия Ленина в празднике елки в Сокольни­ках, устройстве новогоднего праздника для деревен­ских детишек в Горках.

Образ Сталина, в котором первоначально преобла­дали функции политического лидера, с развитием куль­та также приобретает «теплые», «человеческие» черты «отца». Этот сдвиг в сторону отеческой фигуры можно заметить по школьным учебникам середины 30-х го­дов, когда художники стали его изображать в обществе детей. В письмах Сталину простые люди обращались к нему: «Дорогой Иосиф Виссарионович, обращаюсь к Вам, как к самому близкому другу и отцу...» Люди старшего поколения помнят плакаты, во множестве висевшие во всех школах и пионерских лагерях: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!».

В годы развенчания культа личности на эту тему был такой анекдот.

Да демонстрацию вышла колонна старцев с плакатом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое дет­ство!». Им кричат:

Дедушки, тогда еще и Сталина-то не было!

Вот за это и спасибо!

Но и соратники видели в нем отеческую фигуру. В 1936 году в частной переписке с Орджоникидзе Ка­ганович неоднократно называл Сталина не только «Хо­зяин», но и «наш родитель».

Отеческий образ Ленина воспринимался камерно, интимно, входил в домашнее «измерение». Заслужива­ют размышления факты появления в 20-х годах изоб­ражений Ленина на предметах повседневного обихо­да, личного пользования. В Музее политической истории в Санкт-Петербурге хранятся платиновое кольцо, зо­лотой медальон, головной платок с изображениями Ленина, относящиеся к 20-м годам. В 1924 году прода­вались папиросы «Ильич» с изображением силуэта на коробке, выпускались чернильницы в виде Мавзолея, детский конструктор «Мавзолей». Чашки, тарелки с портретами вождя были очень распространены в 20-е годы. Позже изображения Ленина стали чаще поме­щать на декоративной посуде, вазах, предназначенных для украшения в основном общественных помещений.

Итак, в массовом сознании образ вождя предстает в Различных ипостасях, которые отвечают коренным потребностям человека, обусловленным его природой. Образ лидера воплощает доминирующие в обществе Ценности: Гитлер — национальные, Ленин — классо­вые, Сталин — отеческие. Образ лидера отвечает неким архетипам коллективного бессознательного, отражает очень глубокие, основные человеческие эмоции и инстинкты — такие как стремление к защищенности, к интеграции, потребность в идентификации и любви.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия