Студопедия — Конфуций. Лунь Юй
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конфуций. Лунь Юй







 

Занятия человека издавна считались делом рода, сословия, фамилии. В историческом прошлом сословная принадлежность определяла круг возможных профессий. Уже в античности в Афинах, например, закон обязывал отца выучить сына своей профессии или же дать ему ремесло. Если он этого не делал, то сын освобождался от заботы о престарелом отце. Знатность, принадлежность к патрициям давала право на особо уважаемые занятия, например медицину: «ранние греческие врачи были выходцами из знатных семей, о чем свидетельствуют специфические элементы их личных имен... Таков, например, элемент Ырро(з) со значением «конь» в имени Гиппократа...» (Трохачев С. Потомок Асклепия // Гиппократ. Этика и общая медицина. СПб., 2001. С. 26). Поэтому и профессиональные добродетели являлись продолжением сословных, определялись средой, из которой происходил тот или иной работник В Индии брамины рекрутировали из своей касты жрецов, кшатрии — воинов, из шудры могли выйти только слуги, ремесленники да актеры. В Артхашастре написано было, что «Соблюдение каждым своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст».

В Европе понимание взаимосвязи сословного достоинства и занятий человека выражалось в традиционных видах военной или гражданской службы. Как пишет один из немецких авторов трехтомника, изданного в начале XX в., для дворянства «карьера гражданской службы была открыта... не более ста лет тому назад. Состоятельное дворянство предпочитает... дипломатическую карьеру, для которой в последнее время не раз требовалась сильная примесь "буржуазной" крови; судебная карьера тоже пользуется симпатией; гораздо меньше влекут к себе дворян врачебная, филологическая, научная и тому подобные карьеры, хотя в числе представителей науки найдутся и дворяне» (Фон Цобельтщ Ф. Оба пола в аристократии // Мужчина и женщина. СПб., б. г. С. 248-249). Авторы названного издания отмечают, что еще в XIX в. в Германии, например, «художника неохотно принимали в обществе», и только итальянцы, поляки значительно опередили ее в этом. Многие дворяне еще раньше секретно принимают участие в занятиях ремесленников, публикуют и выставляют свои произведения под псевдонимами, но ведение мастерских дворянской моралью не допускается. Ниже сословного достоинства длительное время полагалось во дворянстве купеческое занятие, прилично считалось торговать лишь собственными продуктами, лошадьми.

В России также считалось, что достоинства сословия являются гарантией его служения Отечеству. Так, А.Ф. Бестужев полагает, что «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное». Вторит ему и И.П. Пнин («Опыт о просвещении относительно к России»): «Добродетелей, назначаемых для состояния дворянского, кои суть правосудие и всегда готовое пожертвование собою пользам отечества», в отношении же других сословий он замечает, что «трудолюбие и трезвость нахожу я самыми приличнейшими добродетелями для земледельческого состояния, исправность и честность для мещанского,...и наконец, благочестие и примерное поведение для состояния духовного». Как видим, представители высших сословий наделяются добродетелями в воспитательных целях и вопрос о соответствии отдельных представителей идеалу не ставится. При этом дворянство обладало привилегиями не служить на государевой службе, дарованными Екатериной II («Указ о вольности дворянства»), что впоследствии явилось препятствием для развития предпринимательства в дворянской среде и породило беспомощность многих дворян перед собственными управляющими. Более того, дворянам фактически воспрещалось заниматься торговлей, а записываться в купцы не ниже I гильдии. Дворянам также воспрещалось духовное звание, в частности, Петром I. С другой стороны, в предпринимательстве ограничены были представители служилого люда, не владеющие земельным наделом и лишенные права его обретения. Дворяне имели право на высшее образование, реформы Александра II открыли доступ к нему для разночинцев. Реформы Александра II открыли дорогу юношам из низов в ряды офицерства, в юриспруденцию, медицину и журналистику. Но уже при Александре III правительством был разослан директорам гимназий и прогимназий секретный циркуляр «О кухаркиных детях» (1887 г.), предписывавший воздерживаться от приема в учебные заведения детей «лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» (см.: Константинов Н.А., Медынский Е., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982. С. 251). В нашем Отечестве профессии также переходили от отца к сыну и часто являлись определяющими фамилию — Кузнецовы (самая распространенная в мире фамилия), Каретниковы, Масленниковы, Винокуровы, Толмачевы, Ткачевы, Шиловы, Подкорытовы. В советский период в связи с раздуванием классовой ненависти и культивированием презрения к собственности негативную оценку получили и дворянское, и мещанское сословие, всем представителям которых присваивались лишь дурные свойства, мещанство же вообще стало нарицательным наименованием бездуховности. Бывшим дворянам был воспрещен доступ в высшие учебные заведения, дворянское происхождение скрывали при вступлении в КПСС, при назначении на руководящие должности. В связи с фактическим запретом на религиозные убеждения подобное отношение формировалось и по отношению к священникам и их детям. При поступлении на работу заполняли анкету, отдельной графой в которой стояло социальное происхождение, на основании которой отделы кадров принимали решение о возможности трудоустройства фактически по сословному признаку.

В крестьянской среде приветствовались не зажиточность, т. е. хозяйственность, а бедность, т.е. безлошадность, неумелость в крестьянском деле. Все названные ограничения провозглашали благую цель: преодоление социального неравенства, открытие доступа к образованию и профессиям беднейшим слоям населения, выявление из низов наиболее талантливых. В СССР был достигнут высокий уровень всеобщей грамотности населения, преодолена отсталость азиатских народов. Но поскольку реализация идеи сопровождалась репрессиями и притеснением образованной и профессионально обученной элиты общества, то часто происходило наоборот. Не наиболее талантливые, а те, «кто был ничем», грабили и распределяли награбленное, надзирали и контролировали работающих «спецов», «кухарки» управляли государством, что привело в конечном счете к снижению уровня профессионализма в целом по стране вплоть до 60-х гг. XX в. Только с демократизацией общества стали говорить о равных правах на профессиональное самоопределение для всех граждан. Но условий для этого пока не создано.

Сегодня с развитием демократии складывается понимание того, что главным достоянием народа, общества являются люди, их таланты, возможности. Во всем мире предпринимаются попытки как можно более раннего выявления задатков и способностей детей, независимо от материального и сословного положения. В этих целях в Израиле, например, создаются интернаты для особо одаренных детей, родителям которых выплачивается пособие за согласие обучать их детей музыке или живописи. В Японии тестирование способностей начинается с 3-4-летнего возраста и также имеет следствием приглашение в специальные школы. В России учреждаются специальные фонды, проводятся конкурсы «Юное дарование», «Дебют» и т.п.

Общество и каждая семья заинтересованы в наследовании профессии, семейного дела, в каждой культуре есть свои Нобели, Щукины, Штраусы, свои рабочие и купеческие династии. Но если бы эти традиции оставались неизменными, то Михайло Ломоносов стал бы рыбаком, как и его отец, сын шорника и дочери шорника Иммануил Кант стал бы шорником, а Генри Форд и продолжил бы фермерское хозяйство своего отца, и наследовал бы его ферму. И мы с вами жили бы совершенно другом мире.

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия