О ПРИРОДЕ СКУКИЦели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. А.С. Пушкин
Ч еловеку как Искре божьей, как частице созидающего «МЫ» присуще исконное чувство созидания, требующее своего удовлетворения - так же как чувство голода или жажды. Если у человека нет возможности созидания, для него это так же мучительно, как и голод. Для созидания необходимы цель и условия для ее выполнения. Отсутствие цели - скука, отсутствие условий для ее достижения - тоска. Как голод толкает человека на преступления, так и скука. Как умирающий от голода человек грызет совсем несъедобные вещи, так и умирающий от скуки человек вытворяет совсем не созидательную дурь. Казалось бы, что может быть глупее, чем противостоять приобщению людей к созиданию? Но именно этим занята нынешняя власть, захваченная присваивающей цивилизацией. И отсюда все эти «масс-медиа» и шоу-свистопляски, призванные заполнить пустоту и отвлечь особь от поиска настоящей созидательной цели. Обезболивающее не устраняет причину боли. Сахарин в сотни раз слаще сахара, но пищу не заменяет. Так и заменители цели срабатывают до поры до времени, а дальше человек становится или скотиной, или зверем. Человека может сделать только метод Антона Макаренко. Суть его - вовлечь особь в созидательный труд, в ходе которого только и можно увидеть созидательную цель. А когда человек вкусил ее, то его уж больше никакой дурью не соблазнишь. 204-206) 204. И в этом смысле скука тоже сродни голоду. Мой дальний родственник Василий Берестенко подростком был угнан фашистами для работ в Германии. После окончания войны оказался на контролируемой союзниками территории. Умирающих с голоду «гастарбайтеров» стали кормить американской чечевицей. И до чего же вкусной она показалась им! Настолько вкусной, что Василий даже привез кулек домой, чтоб и родные попробовали, какая она вкусная. На украинском сале, варениках и сметане он быстро восстановил свои силы. И вот как-то на празднике вспомнил про американскую чечевицу, решил еще раз сам посмаковать и гостей удивить. Сварили. Взял ложку, попробовал. «Фу ты! И как я мог есть такую гадость?!». 205. На виду больше разрушительная скука «неинтеллигентных» людей. Но на самом деле гораздо опаснее разрушительная скука интеллигенции. Сводится она к созерцанию собственного пупа. Казалось бы, это не зло и не добро, просто баловство. Но выражается оно в том, что писатели начинают писать о скучающих писателях, театры ставят пьесы о хандрящих артистах. Называется это «развеять скуку». Но если внимательно присмотреться, то надо это называть более точно: «развеять семена скуки». И незаметно они начинают прорастать в ни в чем неповинных читателях и зрителях. И даже если гений случайно делает шаг по этой стезе, получается ерунда (см., напр., приведенные в эпиграфе строки Пушкина). 206. Насколько важно человеку иметь цель? Вспомним, как преобразуется влюбленный человек - ведь у него появилась цель жизни. И не сравнить его с тем же самым человеком до появления цели или, упаси Бог, после ее потери. Когда человеком не управляет цель, им управляет скука. Естественно возникает возражение: скучна не только бесцельная деятельность, скучна и однообразная деятельность. Но при более внимательном рассмотрении можно заметить, что и здесь виновато отсутствие цели или ее мелочность. Такая мелочность, что возникает настойчивое желание поменять цель. А если есть достойная цель и есть возможность созидания именно для ее достижения, то внешнее однообразие не помеха. Не надоедает спортсмену каждый день ходить на тренировки или любящему супругу каждый день заботиться о своей половине. Льву Толстому не скучно было писать его «Войну и мир» и, более того, многократно ее переписывать. Так что же, увидев связь между скукой и отсутствием цели, мы решили проблему скуки? Оказывается - нет, мы только вступили на путь, ведущий к решению. Во-первых, скуке может противостоять только своя цель, чужие цели для этого не годятся. И здесь имеется вещь, которую не понимают почти все педагоги и руководители: передаваемая и внушаемая кем-то человеку цель является для него чужой. Даже если этот «кто-то» является большим авторитетом. Свою цель человек может выработать только сам. 207) Но чтобы он смог это сделать, для начала он должен быть создан как соборная личность (См. «Созидание соборной личности» в части 3 «Шаги»). 207. Цель не может стать своей по приказу или по совету - как нельзя влюбиться по приказу. По приказу можно только изображать любовь при ее отсутствии. Педагог твердит школьнику: «Твоя цель - хорошо учиться, чтобы стать умным и образованным человеком!» А успеваемость школьника от поставленной учителем цели не улучшается. Сравни: при советской власти почти на всех перекрестках висели лозунги «Коммунизм - наша цель!». Но от этих лозунгов она не стала для всех своей, даже для большинства коммунистов не стала таковой. И отсюда - «привычка на Руси ночью слушать Би-Би-Си», отсюда - такая развеселая готовность, чего греха таить, большинства народа развеять скуку с помощью перестройки. Во-вторых, есть вещь, которая, казалось бы, не укладывается в нашу схему - это огромные массы людей, не имеющие цели и... не скучающие. Это - индивидуумы общества потребления. Почему они, не имея цели, не испытывают никаких отрицательных эмоций? Да по той же простой причине, что и евнухи не испытывают любовных страданий. Обществом потребления выхолощена из своих «образцовых индивидуумов» сама потребность в постановке созидательной цели, то есть, человеческое начало. Поэтому они потребляют и потребляют, не скучая, как не скучают гусеницы, потребляющие капустный лист. С этой точки зрения бесящаяся маргинальная молодежь намного человечнее духовных кастратов - в ней еще сохраняется потребность иметь цель, а, значит, и возможность стать созидателем. Поразительно, что духовная кастрация фактически также лишает способности к деторождению, заменяя ее «сексом». В-третьих, у человека должна быть некоторая свобода от цели. Чтобы он имел возможность видеть ее не только изнутри, но иногда взглянуть и со стороны. РАЗДЕЛ 5. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ И ВРЕМЯ
|